В складчину

В складчину
481

Работа народных депутатов по улучшению инвестиционного климата в Украине и облегчению правил игры для украинского бизнеса

На прошлой неделе в Верховной Раде несмотря на скандалы, связанные с принятием “безвизовых” законов, все-таки состоялся анонсированный день экономического развития и дерегуляции.

Результат работы народных депутатов по улучшению инвестиционного климата в Украине и облегчению правил игры для украинского бизнеса относительно неплохой: из 15 законопроектов, запланированных для обсуждения в этот день, приняты в целом или за основу девять.

Одно из безусловных достижений — принятие в первом чтении законопроекта №3153 от 18.09.15 г. “Об особенностях осуществления мер государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности”.

Если соответствующий Закон будет принят на следующем пленарном заседании, украинский бизнес наконец-то получит более-менее ясную картину относительно моратория на проверки и деятельности контролирующих органов.

Путаница с мораторием возникла вследствие вступления в силу Закона №71 от 28.12.14 г. “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные органы Украины относительно налоговой реформы”, который предусматривает ограничения на проверки контролирующими органами.

Однако в Законе не уточнено, какими, вследствие чего министерства и ведомства понимают его нормы по-разному. Например, в Государственной регуляторной службе (ГРС) считают, что они касаются всех без исключения, в Минэкономразвития — только налоговиков.

Нормы же законопроекта предусматривают полное ограничение на проведение плановых проверок до 30 июня 2016 г. Исключения касаются органов Госветфитослужбы, порядок осуществления проверок которыми регулируется специальным Законом, вступившим в силу 20.09.15 г., ГФС и Госценинспекции, ограничения для которых установлены Законом №71, госорганов, прошедших реформирование (Госпродпотребслужбы, см. также стр.8-10), а также контролирующих структур, которые мало влияют на малый и средний бизнес.

Чтобы исключить злоупотребления со стороны контролеров и недобросовестных предпринимателей, законопроект обязывает госорганы получать разрешения ГРС на проведение мер госконтроля и обнародовать их на сайте этой Госслужбы.

 “Поскольку реформирование органов контроля и надзора продолжается и еще не достигнуты новые стандарты в их работе, очень важно защитить малый бизнес от контролеров. Одна из особенностей моратория — получение согласия ГРС даже на проведение внеплановых проверок по жалобам потребителей.

Это дополнительный фильтр для контролирующих органов, чтобы они не злоупотребляли жалобами потребителей и в то же время реагировали на их заявления”, — отметила Ксения Ляпина, председатель ГРС.

Важно отметить, что продавить законопроект удалось благодаря слаженной работе треугольника: законодательная, исполнительная власть плюс общественные организации. БИЗНЕС, кстати, тоже приложил руку: месяц назад вместе с Украинской Бизнес Ассоциацией обратился к председателю ВР Владимиру Гройсману с требованием рассмотреть этот законопроект в первоочередном порядке.

Обращение, размещенное на нашем сайте www.business.ua, собрало более 150 подписей.

А вот в отношении налоговой реформы какого-либо соединения усилий не наблюдается. Имеем зарегистрированный законопроект о налоговой либерализации, разработанный Комитетом ВР по вопросам налоговой и таможенной политики, со одной стороны, “полусекретный” концепт Кабмина “все по 20%” — с другой, и желание предпринимательского сообщества знать, по каким правилам ему играть в новом бюджетном году — с третьей.

Зато очень много разговоров о бюджетной “дыре” в 200 млрд грн. вследствие принятия парламентского законопроекта, по расчетам Минфина, которые никто не видел, о недовольстве МВФ, а также взаимных обвинений в некомпетентности, зашоренности и т.п.

Это при том, что зарегистрированный законопроект уже прошел обкатку в предпринимательских объединениях, получил много критики, но, тем не менее, и одобрение. Более того, его авторы готовы идти на компромисс со второй стороной “треугольника” — Кабмином, при условии, если его проект все-таки будет обнародован.

Однако Кабмин упорно ссылается на МВФ, дескать, когда он скажет “да”, тогда и будем обсуждать. Складывающаяся ситуация схожа с имевшей место в декабре прошлого года, когда депутаты “под елочку” и вместе с госбюджетом быстренько приняли законы о налоговой реформе, за что до сих пор расплачивается украинский бизнес.

Так, может, будем учиться работать в складчину, господа?

Последние новости: