Ускорение ПЧП в Украине: успех зависит от всех – государства, бизнеса, общества

Ускорение ПЧП в Украине: успех зависит от всех – государства, бизнеса, общества
403
В Киеве 16-17 апреля состоялась 4-я Международная конференция «Ускорение публично-частного партнерства (ПЧП) в Украине». В ходе форума участники сошлись во мнении, что для успеха проектов на принципах ПЧП необходимо общее вовлечение в процесс восстановления экономики страны всех – государства, частного предпринимательства и общества, передает БИЗНЕС. 

 Организаторами конференции выступили «Украинский центр содействия развитию ПЧП» и Институт ПЧП Польши. Конференция включала четыре тематических блока: 
- Воплощение современных механизмов ПЧП для восстановления экономики Украины; 
- Правовое поле и его роль в привлечении частного бизнеса в инфраструктуру – что дол должна сделать власть для привлечения инвестиций в украинскую инфраструктуру; 
- Развитие коммунальной инфраструктуры на принципах ПЧП; 
- ПЧП в науке, образовании и окружающей среде – перспективы привлечения частного бизнеса в условиях экономического кризиса в Украине. 

 Как отметил представитель Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН Тони Бонничи, для ускорения экономик прежде всего необходимо развитие инфраструктурных проектов: «Их успешная реализация открывает доступ для финансирования и развития иных отраслей экономики и сфер общественной жизни». Такие проекты очень дороги, объемы вложений исчисляются десятками миллиардов долларов, а потому ни одно государство без привлечения внутренних и внешних инвестиций такие проекты  «в одиночку их не вытянет». 

Ирина Запатрина, профессор, глава правления «Украинского центра содействия развитию ПЧП» привела примеры удачного применения проектов ПЧП в странах Азии и Африки. При этом она подчеркнула, что опыт именно таких стран является показательным для Украины. 


Страны с отстающей экономикой имеют преимущество по сравнению с развитыми странами в получении результатов ПЧП-проектов. Прирост экономики заметнее обществу, что дает общую положительную оценку. А это, в свою очередь, позволяет наращивать использование ПЧП-проектов. 


«Выучить и применить для развития экономики уже удачно использованные наработки проще, чем с нуля создавать и внедрять что-то новое», – отметила специалист. 

Анатолий Максюта, кандидат эк. наук, член Стратегического совета «Украинского центра содействия развитию ПЧП» обратил внимание на то, что в Украине осуществление долгосрочных инфраструктурных проектов ограничено действующим принципом бюджетного планирования – на год. Но за год масштабный проект не осуществить невозможно. Годовой бюджет, откуда могли бы поступить госинвестиции, ограничивает финансирование, плюс нет возможности вести перспективное планирование. 


«Оценивая привлекательность проекта, иностранный инвестор смотрит на объемы внутренних госинвестиций. А они у нас из-за годичных рамок, ограничены. Иностранные инвестиции приходят в страну при наличии активных внутренних госинвестиций», – сказал специалист. 


Анастасия Родина, представитель ЕБРР, заострила внимание на принципе bankability. «Это значит, что проект должен быть приемлем не только для частного инвестора, но и для международных финансовых организаций, через которые инвестор привлекает средства. Также важно четко прописать источники и принципы возврата вложений инвестору», – рассказала она. 

Алена Дадеркина (Беларусь), менеджер проекта «Публично-частное партнерство» рассказала об опыте применения ПЧП-проектов в этой стране. В Республике Беларусь готовится переход на среднесрочное бюджетное планирование, создан Национальный совет и действует Банк развития. Это финучреждение частично финансирует ПЧП-проекты и помогает привлекать средства из других банков. Большое внимание уделяется ПЧП-проектам в социальной сфере. Но включаются в госпрограмму только получившие высшие экспертные оценки. Одним из критериев является подтвержденный спрос на услуги, заложенные в социальный проект.

Иоланта Корзун (Польша), ведущий эксперт PPP Unit Министерства экономики Польши отметила, что в этой стране со стороны государства в ПЧП участвуют как центральные, таки местные власти. Если финансирование идет только за счет местных источников, то по данному проекту отчитываться перед министерством не надо. Если же идет средства привлечены из-за рубежа, государство требует отчетности и внимательно контролирует проект. 

Ольга Бабий, директор ТОВ «Белоцерківвода», рассказала об опыте концессионного проекта в городе Белая Церковь. Одним из главных условий успеха она выделила достижение взаимопонимания с местными властями и законодателями по поводу проекта. «Главное было пояснить, что «трубы» остаются в собственности города, мы их себе не «забираем», - рассказала она. 

Среди главных проблем для концессионного проекта в области водоснабжения специалист выделила отсутствие закрепленной в законах ответственности конечных пользователей услуги. «У нас человек может просто за воду не платить, А мы, концессионеры, ничего сделать не можем, ни по законную, никак. Для успехов концессионных проектов, – и не только водоснабжения, а всех, где есть услуга пользователю, частному лицу, – необходимо четко прописать ответственность за срыв платежа» , – рассказала Ольга Бабий. 




Представитель Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН Тони Бонничи (на экране) участвовал в конференции удаленно - из Швейцарии.





Константин Макульский, текст и фото, БИЗНЕС


Последние новости: