В Грузии вместо повышения пенсий строили порты и дороги, - Арвеладзе

В Грузии вместо повышения пенсий строили порты и дороги, - Арвеладзе
172
«В Грузии вместо повышения пенсий строили порты и дороги», - экс-министр экономического развития Грузии Гергий Арвеладзе рассказал украинским предпринимателям и журналистам о проведении реформ. 

21 января министр экономического развития Грузии в 2004-2006 годах Георгий Арвеладзе встретился с предпринимателями и журналистами в рамках проекта «Нова країна» и рассказал о проведении реформ. По его словам, и в Грузии, и в Украине одна из основных проблем связана с тем, что люди хотят увидеть результаты реформ как можно скорее. «Поэтому надо начинать с борьбы с коррупцией. Когда власть очищается, становится видно, что необходимо менять, какие окна для коррупции остались. Без этого нет смысла даже говорить о реформах», - отметил г-н Арвеладзе. 


Он подробно рассказал о тех изменениях, которые внедрялись в Грузии в первую очередь и дали самые быстрые результаты. «Мы реформировали полицию, уничтожили ГАИ и создали патрульную полицию», - пояснил он. Изменили также систему получения прав и регистрации автомобилей. По словам экс-министра, за счет сокращения неэффективных сотрудников удалось повысить зарплату и набрать новые кадры. 

«Был период, когда у нас вообще не было полиции. Но, честно, на количество преступности и нарушений это не сильно повлияло», - заявил г-н Арвеладзе. Благодаря таким мерам, Грузии удалось с 2006 до 2010 года снизить криминал на 50%, а на 80% - уменьшить количество вооруженных ограблений. В рейтинге снижения криминала Грузия занимает 34-е место. Мы, к сожалению, на 64-м.

Помимо реформы правоохранительных органов и нулевой толерантности к коррупции, была сформирована новая система налогообложения. При этом количество налогов уменьшили, но улучшили администрирование, что позволило вывести бизнес из тени и собрать налоги в большем объеме. «МВФ как услышали, что мы собираемся снизить налоги, они сказали, что у нас через полгода будет дефолт. А потом официально извинялись», - рассказал г-н Арвеладзе. 

И общество, и бизнес получили понятную и простую систему налогообложения: если в 2004 году в Грузии был 21 налог, то в 2005 всего 7, а с 2008 и по настоящее время – 6. Причем вместо 20% с 2006 года налогоплательщики отдавали государству всего 18%. Среди отмененных налогов, в том числе, и социальный – он стал частью налога Flax. Как объяснил г-н Арвеладзе, правительство не акцентировало внимание на социальных нуждах: «Вместо повышения пенсий строили порты и дороги». Отвечая на вопросы из зала, он подчеркнул, что не это стало причиной потери власти его командой. 

Бюрократия должна действовать как сервис, и нам удалось добиться того, чтобы чиновники считали людей своими клиентами, - Георгий Арвеладзе

Кроме того, в Грузии изменили таможенную систему. Самым радикальным решением была отмена таможенной пошлины: «Мы противники протекционизма. Если наш производитель не может конкурировать, пусть закрывается. Так что да, мы открыли рынок». Экс-министр рассказал о том, что иностранцам в принципе были предоставлены такие же права для ведения бизнеса, как и гражданам. Например, они имели возможность приобретать землю, что позволило привлечь инвесторов в сельское хозяйство.

Выделил г-н Арвеладзе и дерегуляцию: «У нас была так называемая система «гильотины»: из 900 лицензий мы убрали 90%. Более того, если ты подаешь документы на получение лицензии, но не получаешь в течении месяца письменный аргументированный отказ, считается, что ты ее приобрел»

В Грузии также отменили часть контролирующих органов, создали систему с принципом «одного окна», когда, благодаря объединению баз данных, ты не обходишь кучу кабинетов, а получаешь все услуги в одном. Еще одно нововведение – регуляторный аутсорсинг: «Если какой-то продукт уже одобрен в ЕС, мы не выставляем свои критерии и не проводим повторных оценок», - пояснил г-н Арвеладзе.

Среди необходимых реформ он также перечислил решение энергетических проблем, уничтожение коррупции в образовании и децентрализацию муниципальных служб: «Бюрократия должна действовать как сервис, и нам удалось добиться того, чтобы чиновники считали людей своими клиентами».
Последние новости: