Школьники в предпринимательстве: умение учиться

Марина Маткина,
1026
Марина Маткина, "Утренний цветник. Речка"

Часто приходится слышать: вот, хочу начать собственный бизнес, но у меня нет денег, умений, связей, идеи, команды (каждый может выбрать что-то свое из списка и/или продолжить его).

Прежде всего, ответьте честно на вопросы:

● Мне нужен собственный бизнес или деньги?

● Что я знаю о частном бизнесе?

● Кто больше зарабатывает: предприниматель или наемный сотрудник?

Предпринимательство – это, прежде всего, образ мышления. Это умение эффективно коммуницировать с другими людьми, продавать “себя”, свой проект, продукт и т.д. Предпринимательское мышление – основа успеха в жизни. Причем совершенно не важно, создаете ли вы свой бизнес или строите карьеру как наемный работник.

Кто изменяет мир к лучшему? Предприниматели! Они создают предприятия, офисы, магазины, бизнес-центры, строят жилые дома и кинотеатры. Во всех их бизнесах работают люди, которые получают зарплату, на которую они содержат себя и свои семьи. Бизнесы всегда что-то кому-то продают, значит, клиенты покупают то, что им необходимо, то, за что они готовы отдать свои заработанные деньги.

Я стоял у истоков стартап-инкубатора WannaBiz, открывшегося 1 июня 2012. С того дня через меня прошло более 700 стартапов: анализ, общение с командой, начальный консалтинг и т.д. и т.п. Как результат – системный опыт понимания. К примеру, того, почему стартап не взлетит, не получит инвестиции. А это боль, слезы и разбитые мечты. Консультируя “взрослые” стартапы, я решил как бы сдвинуться по шкале времени, т.е. начать контактировать со студентами и даже школьниками.

iQSpace2

Со студентами я общаюсь на занятиях в Одесском политехе, а со школьниками – в рамках моего авторского курса Business For Teens.

И тут я сделал важное открытие: задаваемые вопросы, ошибки, заблуждения и т.п. практически идентичны во всех трех стартаперских сегментах.

Но при этом школьники гораздо легче принимают основополагающие принципы построения стартапа:

● Идея ничего не стоит

● Ценность идеи определяет команда, ее реализующая

● Есть идея – продайте ее команде проекта

● Команда должна быть способна полностью создать работающий прототип (MVP)

● Вначале продавайте, потом делайте

● Единственный источник денег в бизнесе – продажи

● Команда проекта – команда продавцов. Лидер – главный продавец

● Задача стартапа – найти то, что будет продаваться

Школьники разбиваются на команды по 2-3 человека. Командная работа позволяет на практике отработать групповую коммуникацию, составление командного договора, выбор лидера (СЕО) и т.п. Каждая команда делает свой отдельный проект.

В результате обучения слушатели получают “коробочное” решение стартапа. Понимание того, с чего начать, кого привлекать в команду, что, собрав сбалансированную боевую команду, можно, по крайней мере, реализовать MVP и проверить реальными продажами бизнес-гипотезу.

С другой стороны, умение “предпринимательски мыслить” – это залог успешной корпоративной коммуникации и продвижения по карьерной лестнице наемного работника.

Мы столкнулись с тем, что на курс поступают заявки от взрослых. Но пока мы планируем сделать эксперимент и набрать группу учащихся детей вместе с их родителями.

iQSpace

Почему полезно проходить наш курс вместе с детьми? По отзывам родителей, они были очень рады тому, что у них появилось другое направление в общении со своими детьми. Участвуя в разработке “детского” проекта родители, во-первых, сближаются со своими детьми-подростками (что часто бывает несколько проблематично), а, во-вторых, сами начинают предпринимательски мыслить. Я встречал много команд, в состав которых входили родители (родитель) и дети (школьник). При этом в роли СЕО был именно школьник, как главный генератор идеи.

Очередной выпускной группы Business For Teens состоялся 12 ноября. Команды школьников “питчили” свои проекты перед экспертным жюри, состоящим из действующих успешных бизнесменов. Школьники доказывали реализуемость и успешность бизнес-моделей своих проектов, общались на равных с жюри. Многие проекты тут же получили предложения о поддержке: финансовой, консалтинговой, организационной. Победителей мы не определяли, победили абсолютно все выпускники!