Бизнес без границ: История украинской компании, у которой получилось

Бизнес без границ: История украинской компании, у которой получилось
3000

Начинать бизнес в Украине непросто. Еще сложнее – его масштабировать и успешно реализовать проект на зарубежных рынках. Приходится адаптироваться к конъюнктуре рынка, особенностям менталитета, новым правилам ведения бизнеса, а также - недоверию со стороны иностранных партнеров. Не смотря на это, украинским компаниям удается достигать успеха и выстраивать успешный бизнес на международной арене. В 2013 году логистическая компания «ЗАММЛЕР УКРАИНА» стала первым украинским 3PL-оператором, который открыл представительства за пределами страны и вырос в международную группу. О смелости быть первым, стратегии развития в кризис и знаниях, необходимых каждому бизнесмену – рассказал Виктор Шевченко, генеральный директор группы логистических компаний ZAMMLER.

О компании:
ZAMMLER GROUP – международная группа логистических компаний, которая оказывает услуги в сфере автомобильных, морских и авиаперевозок, таможенно-брокерского оформления, а также – полный комплекс складских услуг. В группу входит 6-ть компаний, представленных 8-ю офисами. Представительства ZAMMLER GROUP расположены в Украине, Польше и Китае, запланировано открытие представительства в Америке. Первая компания группы, ООО «ЗАММЛЕР УКРАИНА», основана в 2007 году, центральный офис находится в г. Киев (Украина).

- Виктор Николаевич, в этом году ZAMMLER исполнилось 10 лет. За это время Вам удалось вывести украинскую компанию на международный рынок и открыть представительства в других странах. Что, на Ваш взгляд, способствовало успешному росту?

- Плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Так же точно каждый бизнесмен на старте мечтает из локальной компании построить транснациональную. Верили ли мы в 2007 году, когда была основана «ЗАММЛЕР УКРАИНА», что со временем войдем в топ-5 логистических операторов страны и откроем представительства на зарубежных рынках? Скорее всего, нет. С момента основания мы сразу прописали стратегию развития до 2015 года. Разумеется, что более-менее прогнозируемыми были один-два года, а дальше – полет фантазии. Когда же в 2013 году нам на глаза попался файл со стратегией, оказалось, что мы на 80% выполнили план.

А начинали мы как небольшая логистическая компания из десяти человек. Через два месяца после старта был подписан крупный договор с Procter & Gamble. Тот факт, что свою логистику нам доверила компания с мировым именем, послужил хорошим стимулом для наращивания клиентского портфеля.

Поэтому можно сказать, что нам повезло. Я считаю, что везение в бизнесе – ключевой фактор успеха. Очень важно оказаться в нужное время в нужном месте. И еще быть немного наглым, без этого никуда. Нужно иметь смелость заявить о себе на рынке и не бояться, что чье-то предложение будет более конкурентоспособным. Если клиент чувствует, что ты открыт и искренне готов решить для него самую сложную задачу, тогда все получится.

IMGL0223.jpg

- На этапе становления компании, что давалось сложнее всего?

- Прежде всего, сложно было доказать, что украинский провайдер умеет работать по европейским принципам и стандартам. Ведь до сих пор рынок логистических услуг Украины поделен на международные и украинские компании. И последние делают свою работу не хуже, часто - даже лучше. Например, логистический оператор, руководство которого базируется в Украине, может оперативно реагировать на запросы клиентов, принимая решения моментально – за час или максимум день. Европейским же компаниям необходимо каждый шаг согласовывать с хэд-офисом, а это – время клиента. Поэтому большим преимуществом украинских операторов является гибкость в принятии решений.

В то же время европейским компаниям хэд-офис может оказать финансовую помощь. За нами же никто не стоит. Это и было вторым трудным моментом - отсутствие инвестирования.

И третья сложность – это формирование команды. Кадры решают все. За 10 лет работы компании кто-то ушел, кто-то пришел, а кто-то работает с самого начала и по сегодняшний день. Конечно, жалею об уходе некоторых сотрудников, но всегда рад новому члену нашей команды, который готов работать и развиваться вместе с нами.

- Вам пришлось развивать совсем молодой бизнес в непростой период, в преддверии кризиса 2008 года. Прибегали ли к антикризисному управлению, и в чем оно заключалось?

- Когда грянул кризис, «ЗАММЛЕР УКРАИНА» исполнился год. Бизнес жил на те деньги, которые зарабатывал. Разумеется, о привлечении антикризисных менеджеров со стороны не было и речи. Поэтому мы сами стали такими менеджерами для своей компании. Мы своими силами удерживали компанию на плаву. Но, чтобы идти дальше, пришлось менять внутренние процессы.

Мы перешли от годового планирования бюджета к ежемесячному. Финансисты в онлайн-режиме ежедневно сводили расходы и доходы. Мы собирались раз в месяц, оценивали ситуацию и делали краткосрочные прогнозы. Сейчас бюджет планируем ежеквартально.

В любом случае, кризис – это проверка на прочность. И, в первую очередь, проверка себя. Насколько ты как управленец можешь быстро реагировать на изменения и адаптироваться к новой конъюнктуре рынка, способен ли в трудное время сплотить команду и сделать ее еще эффективнее, хватит ли опыта трезво оценить свой бизнес с точки зрения жизнеспособности системы и вовремя устранить слабые звенья. Мы не просто пережили кризис, мы стали сильнее.

IMGL0044.jpg 

- В какой момент развития компании Вы поняли, что стоит расширяться за пределами страны?

- Первый международный офис был открыт в Китае – Ningbo Zammler Trading Co LTD. Это было не просто спонтанное желание осваивать Азию, а, скорее, ответ на потребность одного из наших клиентов. Началось все с того, что мы стали выстраивать логистику для одной украинской компании, которая импортировала большой объем товара с китайского рынка. Сначала организовывали просто перевозки, потом начали предоставлять таможенно-брокерские услуги. Со временем стали закрывать часть вопросов непосредственно в самом Китае, так как собственных ресурсов на этом рынке у клиента не было. В 2013 году было принято решение открывать представительство в Китае и развивать направление как отдельную услугу.

В 2014 году мы открыли второе зарубежное представительство – ZAMMLER POLSKA Sp.z o.o. (Польша). И не прогадали. До начала военных действий в стране очень много товаров закупалось именно в Китае. Но с момента заказа товара в Китае и до момента его прибытия в Украину проходит три-четыре месяца. То есть ты заплатил и четыре месяца ждешь свой заказ. Многие перешли на закупку товаров в Европе.

На данный момент представительство в Польше окупаемо, а вот Китай пока остается дотационным.

- В каких направлениях и на каких рынках ZAMMLER планирует развиваться в ближайшей перспективе?

- Планируем открыть офис в США. Рынок колоссальный и на нем работать легче, чем, например, в Китае. Это станет серьезным шагом в развитии услуги фулфилмент – логистики для интернет-магазинов.

Так как сейчас для доставки товара конечному потребителю мы привлекаем курьерские сервисы, думаем над созданием собственной почтовой службы.

- Как международный опыт повлиял на работу компании в Украине? Что изменилось во взглядах и подходах?

- Ничего не изменилось. Сотрудничая уже на старте с бизнесами международного уровня, мы изначально выстраивали системную компанию с европейскими стандартами. Несмотря на то, что для наших клиентов логистика – это бэк-офис, мы должны развиваться вместе с ними и двигаться в одном направлении. Только таким образом можно стать надежным партнером и быть способным вовремя предложить эффективное решение. На момент открытия офиса в Польше мы четко знали правила игры на европейском рынке.

DSC_4096.jpg

- А если вернуться на десять лет назад? Произошла ли тактика ведения бизнеса, управления процессами, взаимодействия с партнерами?

- Глобально система не поменялась. Изменился только подход к сотрудничеству. Сегодня клиент стал более требователен и хочет получать не просто стандартные качественные услуги, а помощь в решении проблемных моментов. Сейчас партнерство заключается в том, что мы полностью интегрированы в бизнес клиента, разрабатываем индивидуальные предложения по доставке груза, подсказываем, как и где сэкономить; помогаем найти новые рынки сбыта.

Если говорить о внутренних процессах, то сейчас мы уходим от многофункциональности и переходим к тому, что каждый сотрудник становится острым, как лезвие, и обладает глубокой экспертизой только в своей зоне ответственности, не распыляясь на другой функционал и, следовательно, не снижая эффективность и качество работы.

- Как успевать держать «руку на пульсе» - контролировать все процессы и организовывать работу международной группы компаний?

-Управленец не должен вникать в операционные процессы. Если ты будешь копаться во всех деталях, то скоро потеряешь виденье целостной картины. Разумеется, необходимо всегда держать «руку на пульсе», но важно не перейти эту тонкую грань. В своей профессиональной деятельности я прошел путь от менеджера до руководителя, поэтому очень не люблю бюрократию и знаю, как она мешает.

У нас каждый руководитель отделения – это мини-директор, который принимает решения и всегда может прийти ко мне напрямую. Мы изначально учим сотрудников самостоятельно оценивать ситуацию и предлагать уже готовые решения для обсуждения.

- Насколько важно транслировать свое личное видение бизнеса и ценности компании ее сотрудникам? И как правильно это сделать?

- Важно помнить, что рыба гниет с головы. Руководитель должен быть примером для своих сотрудников, в словах и действиях которого они не будут сомневаться. Другого пути нет. Хочешь построить системный бизнес, требуй системности в первую очередь от себя самого. В любой компании есть микроклимат, в котором выживают те, кому он подходит. Если человек готов развиваться вместе с нами, то ему не нужно долго объяснять о целях компании и её ценностях. А если человек не влился в коллектив и ему некомфортно в рабочей среде, то как ни ухищряйся – скорее всего, такой сотрудник рано или поздно покинет коллектив.

- Назовите топ-5 вещей, которые должен знать каждый бизнесмен, решивший выходить на зарубежный рынок.

Первое – проанализировать человеческий ресурс. Кадровый вопрос стоит перед управленцем всегда, но на новых для компании рынках это чувствуется немного острее. Запуская бизнес в другой стране, изначально прозондируйте почву на наличие необходимого вам персонала.

Второе – оценить финансовые возможности. После того, как вы просчитаете все расходы, можете смело умножить эту сумму на три.

Третье – изучить конъюнктуру рынка. Для взвешенного принятия решения о выходе в тот или иной регион вы должны владеть информацией об экономической ситуации в стране, уровнем спроса и предложения и так далее. Не зная рынок, вы не сможете сделать целевое предложение.

Четвертое – ввести обязательный контроль. При масштабировании бизнеса крайне важно обозначить точки контроля, маркеры для оценки эффективности и назначить людей, которые будут осуществлять контроль на местах.

Пятое – быть готовым к выходу из бизнеса. Запуская проект, думайте сразу о том, как его свернуть, если что-то пойдет не так. Главное – в случае неудачи сохранить лицо и репутацию честного партнера.

И добавлю еще шестой пункт – не терять оптимизма. Миром управляют романтики, которые верят в невозможное и в то, что в конечном итоге все будет хорошо. Даже в трудные времена важно помнить, что черная полоса бывает взлетной, и не забывать о своей главной цели. Десять лет назад с трудом верилось, что мы сможем достичь хотя бы половины того, что есть у нас сейчас. Сегодня же я уверен, что с каждым годом группа компаний ZAMMLER будет становиться только сильнее, амбициознее и, конечно, масштабнее.


БЛИЦ-ОПРОС. Коротко о личном:

  • Ваша самая характерная черта?

Никогда не сдаваться.

  • В чем Ваша сила?

Трудолюбие.

  • В чем ваша слабость?

Иногда - чрезмерная лояльность.

  • О чем жалеете?

Что мог сделать больше, если в своё время было бы достаточно ресурсов.

  • Чем гордитесь?

Группой компаний ZAMMLER.

  • Качества, которые больше всего цените в людях?

Порядочность, ответственность.

  • Чему вы учите сотрудников в первую очередь?

Открытости ведения бизнеса.

  • У кого учитесь Вы?

У конкурентов.

  • Ваше хобби?

Самолеты (пилот), стрельба, моя собака.

  • Если не логистика, то что?

Логистика.

  • Принципы, которыми руководствуетесь в бизнесе и в жизни?

Доводить все до конца.

Последние новости: