Новый глава «денежной» Одесской таможни, или Президент не понимает

Жорж де Латур, «Уплата пошлин», 1630-1635
1711
Жорж де Латур, «Уплата пошлин», 1630-1635

В августе одесские экспедиторы призвали всю украинскую клиентуру возвращаться к работе через наши порты. Гарантировали, что никаких прежних придирок и взяток от таможни, экологов и прочих жаждущих не будет. Действия одесской команды грузинских реформаторов в украинских реалиях, извините за тавтологию, располагали к этому. Год реальных и ожидаемых реформ в Одесской таможне доказывал необратимость изменений. Кроме того, ведь и лично Президент выступил гарантом происходящего: представляя Украине нового начальника Одесской таможни, Порошенко обеспечивал уверенность в невозможности возврата к временам калетников-яников-азировых.

На днях попрощались с реформаторской командой в таможне. Жаль. Но работать надо. Раз экспедиторское сообщество призвало клиентов возвращаться в наши порты, обещания надо держать. Это – не политика, это – бизнес, и слово надо держать!

Немного о том, что такое “план по инкассации”. Это когда рядовым госслужащим (таможня, экологи, погранцы, ветеринары и т.д.) устанавливается дневная или месячная норма сдачи кэша наверх руководству. Для, якобы, последующей передачи вышесидящему руководству. И так – к самому верху, объясняют пользователям госуслуг на каждом этапе. Как добывать кэш, зависит от места чиновника, часто специально создается законодательная база для этого. Т.е. устанавливается план, четкий многоуровневый, типа дерева с верхушкой. С жесточайшей ответственностью и сроками за выполнение. Это же не государственные задачи исполнять… Не можешь обеспечить план, “из дома выноси ранее “заработанное”, но план сдавай!”.

Для этого в государственный процесс встраивается система смотрящих, настраиваются каналы “сбора и утилизации кэша”. Примером, кстати, служили неоднократные задержания высших одесских таможенных бонз с сотнями тысяч долларов в машинах перед поездкой в Киев в прежние годы. Якобы, деньги водителей начальника таможни задерживали… В последнее время, правда, киевские бонзы сами стали ездить. Безопаснее для сохранности системного кэша получается. Ведь пробой в одной из цепочек приведет к тому, что и тебе скажут: “из дома выноси, а план сдай”. Независимо от занимаемого кресла скажут… Не поэтому ли 11 начальников Одесской таможни за год до грузинской команды поменялось? На “план по инкассации “ не выходили или крысили? Трудно было разбираться, проще было их менять со страстной надеждой на следующего.

С полной ответственностью можно сказать, что последний год “планы по инкассации” в одесской таможне не устанавливались. Лифтов с кэшем наверх не было. К чему это привело? Оформление авто-транспорта в портах ускорилось с африканских от 8 до 30 часов в среднем до почти европейских 30 мин.. Различного рода досмотры, передосмотры, взвешивания и перевзвешивания (за счет транспортников, естественно), уменьшились с 80-100% до 2-3%, что также вписывается в показатель цивилизованной работы таможенной службы. В этой транспортно-портово-таможенной работе задействованы десятки тысяч одесситов. Кто-то из них стал жить честнее, кто-то перестал сутками даром в портах в кабине сидеть, тупо ожидая оформления и “расчетов” за это оформление. В целом система стала намного больше европейской по всем параметрам оценки. И за это – огромное спасибо грузинской команде. Ушедшей.

Что же дальше? Все зависит от того, с какими планами приедет очередной наместник от Насирова на Одесскую таможню. Покупал ли он лично ярлык на княжение или приедет с “планом по инкассации” – вопросы, можно сказать, для всей страны. Президент лично показывал курс на избавление от системной коррупции в Одесской таможне, год назад демонстрируя это стране, представляя Юлию Марушевскую, и резкое изменение курса моментально будет расцвечено специалистами. Работа идет, транспорт движется, сводки показывают, что оформление занимает по 30 европейских минут и, если с появлением нового опричника, начнутся “качели” по “установлению планов инкассации” это будет видно сразу, электронные технологии…

Как бы ни изворачивались чиновники на местах. Врать так же, как во времена Калетника, уже не получится. Система нормальной, почти европейской, работы уже выстроена за последний год и возврат к старой жизни тут же выявит вопросы к Гаранту: “Пардон, Вы же гарантировали… и что теперь?”. Если будет забиваться еще один гвоздь в гроб с мифами о реальных успехах в борьбе с коррупцией в Украине, то гвоздь из Одесской таможни может быть почти золотым… И не важно знает ли об этом Президент или Насировы будут “решать вопросы”, самостоятельно устанавливая различные планы. А на этот раз Президент приедет представлять нового начальника, гарантируя отсутствие коррупции обществу?

Ждем назначения нового начальника Одесской таможни, в общем…

П.С. Попутно будем спрашивать, за какие скромные таможенные зарплаты чиновник такого уровня собирается жить в Одессе: общежитие, бесплатное таможенное жилье от государства, семья будет обеспечивать (как Марушевскую, кстати – тоже были вопросы) или как? Сразу спросим… Жилье в Одессе, ой, как дорого стоит… Питание тоже, а проезды в Киев на еженедельные “отчеты – расчеты”? Вопросов много и это - не простая замена обычного начальника таможни, как может показаться на первый взгляд, а целый вектор движения в стране: назад в коррупцию или вперед в цивилизацию?
Последние новости: