О транспортной стратегии Украины

Аннибале Карраччи, «Геркулес на распутье», ок. 1596
1425
Аннибале Карраччи, «Геркулес на распутье», ок. 1596

Прежде всего, следует отметить тенденцию того, что:

1. Явно прослеживаемая фетишизация иностранных инвестиций, иностранных советников, западных стандартов и внешних директив теми, кто ответственен за отрасль, приводит к тому, что пустая риторика без фактического результата превращается исключительно в способ пиара и отвлечения внимания от проблем отрасли. Характерно для всего высшего руководства МИУ – даже, если пустая риторика подкреплена слайдами и схемами.

2. Руководители отрасли демонстрируют непонимание важности решения именно текущих проблем в отрасли, а также нежелание “засучив рукава” в них (проблемы) погружаться, подменяя отчеты о результатах – отчетами о командировках с обсуждением “транспортных перспектив Украины”.

Все это отлично прослеживалось на недавнем “круглом столе” с презентацией Стратегии развития транспортной отрасли Украины.

Из проблем, которые уже несколько лет известны руководству отрасли, но остаются без практического решения:

- коррупционные схемы в портах;

- отсутствие решения с перегруженным авто-транспортом на дорогах;

- отсутствие координации с другими органами власти с целью исключения простоев любых транспортных средств во время государственных процедур контроля и оформления (таможня, пограничные и прочие госслужбы).

Без решения этих проблем, любые дальнейшие уговоры “иностранных инвесторов” будут профанацией деятельности.

Точечное участие руководства МИУ в различного рода схемах отчуждения государственного имущества (буксиры Одесского порта, капитальное дноуглубление в портах и т.д.), приносят исключительно негатив и распространение негативного впечатления от действий руководства отрасли, резко снижает поддержку экспертного сообщества действиям руководства МИУ.

Базисные идеи стратегии развития транспортной инфраструктуры Украины должны быть следующими:

1. Признание бездотационной транспортной отрасли – приоритетной отраслью Украины.

2. Законодательное обеспечение минимального государственного контроля за развитием отрасли и максимальная децентрализация управления процессами.

3. Транспорт должен работать безостановочно на границах, дорогах, стыковках.

4. Налогообложение и администрирование налогов для всех транспортных услуг должно быть минимальным и приоритетно низким в стране.

5. Цель стратегии – создание конкурентных условий отечественному транспорту по сравнению с иностранными операторами.

6. Особый приоритет – создание и развитие условий для увеличения транзитных перевозок во всех видах транспорта.

Далее – подробней по каждому из пунктов:

1. Украина признает транспорт приоритетной отраслью. Регулирующие документы транспортной отрасли имеют приоритетное значение по сравнению с нормативными документами других органов власти в вопросах обеспечения бесперебойного движения транспорта.

2. Управление транспортной отраслью государством допускается только и исключительно для обеспечения интересов государства в безопасности и скорости движения транспорта.

3. Государство (в лице министерства) создает службы контроля за недопустимостью сверхнормативных остановок всех транспортных средств. Например, издает отдельные циркуляры, что регулирующие должностные лица имеют право останавливать любое транспортное средство не более, чем на 2 часа. Под этот тезис разрабатываются инструкции должностных лиц государства.

Целесообразно создать на начальном этапе реформы Единый центр регулирования информации о сверхнормативных простоях транспорта (регулятор) с возможностью любого оператора транспортного средства круглосуточно обратиться и потребовать регулятора вмешаться (единый бесплатный телефон по Украине и диспетчерская служба министерства).

4. Налогообложение транспортной отрасли – приоритетное, нацеленное на максимально быстрое развитие. Например: отменить НДС на любые транспортные и связанные с транспортом услуги, отменить налог на фрахт, разрешить ускоренную амортизацию в транспортной отрасли, снять любые ограничения в безналичных банковских операциях при оплатах услуг контрагентов за границей и за границу. Обеспечить бесплатную регистрацию транспортных средств (флот, автомашины, вагоны, авиа...) с целью возврата всех имеющихся транспортных средств из-под чужой юрисдикции под флаг Украины.

5. Оказывать господдержку транспортным предприятиям любой формы собственности, которые реально работают в конкурентных условиях с иностранными предприятиями аналогичной отрасли. За счет, например, льготного кредитования при приобретении новых технологий и транспортных средств, освобождения от налогообложения импорта любых новых технологий и транспортных средств.

6. Разработать отдельные меры содействия государства предприятиям, работающим в транзитной отрасли. Вплоть до прямых дотаций от государства, по примеру агропромышленной отрасли. Цель – транспортники должны получить возможность забирать грузы от перевозчиков Беларуси, Молдовы, Польши, Болгарии, Румынии, Турции и других соседей, и делать это любыми способами.

Последние новости: