Психодиагностика в современной геополитике

Психодиагностика в современной геополитике
1036

Различного рода исторические события являются ключевыми факторами в процессах формирования массовых психологических установок отдельных сообществ или народов.

Революции, войны, экологические катастрофы, экономические и политические кризисы оставляют неизгладимый след в психике человека, пережившего значимые события, способны изменить жизнь общества. Оседая на уровне обыденного сознания, такие события формируют индивидуальные комплексы, фобии и прочие психические явления, которые в будущем, при определенных условиях, обязательно дают о себе знать. Особо значимые и эпохальные события закладываются в человеческой психике на уровне подсознания, в архетипах – символах и образах коллективного бессознательного.

При определенных обстоятельствах, внешних или внутренних раздражителях, действующих на индивидуальном или общественном уровнях как детонаторы, отдельные социальные группы, народы, группы народов могут действовать неожиданно. Иногда такие – за гранью формальной логики.

Заглянув в историю, можем найти объяснения многим, казалось бы, специфичным факторам и чертам, характерным для отдельных народов.

Так, события Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.), в результате которой население Западной Европы сократилось практически на треть, заложили в подсознании европейцев понимание необходимости разрешать международные конфликты отличными от военных способами. В последующие столетия всякий диктатор, пытавшийся разжечь масштабную войну в этой части мира, получал в качестве противника объединенную коалицию из остальных народов (Наполеон Бонапарт, Фридрих II, Бисмарк, Гитлер и пр.). Первая и Вторая мировые войны лишь укрепили этот комплекс войнобоязни западных европейцев. Он сейчас ярко проступает в действиях западных политиков по отношению к агрессии РФ в Украине. Вспомним аналогичную ситуацию с Мюнхенским умиротворением Гитлера (1938 г.) и чем все это закончилось.

Аналогичная внутренняя войнобоязнь просматривается и в действиях американских политиков. Население США сохранило память о гражданской войне (1861-1865 гг.), унесшей 620 тыс. жизней сограждан. Больших потерь Америка не знала за всю свою историю. Отсюда стремление Вашингтона решать проблемы в первую очередь экономическими методами и подальше от собственных границ.

Ничем иным, как действием коллективных бессознательных механизмов, невозможно объяснить Оранжевый и Евро Майданы, произошедшие в Украине. Здесь механизмы глубокие, уходящие своими корнями в традиции Киевской Руси, Запорожской Сечи и Гетманской системы политической власти. Когда свое неудовольствие действиями правителей высказывалось привселюдно на площади и там же решался вопрос о преемниках.

Психологические комплексы, психоэмоциональные травмы, разного рода фобии и другие особенности коллективного сознания часто умело используются политиками для реализации собственных амбиций. Так в свое время, Гитлер, сыграв на чувстве обиды немцев, проигравших в Первой мировой, эффективной пропагандистской кампанией вызвал волну реваншизма, ставшую благодатной почвой для национал-социализма. Буквально через 70 лет его примеру последовала команда кремлевских авантюристов во главе с В.Путиным, сыгравших на желании простых граждан вернуть былое величие СССР.

Следует отметить, что основные психологические проблемы и комплексы России лежат намного глубже, чем история СССР. Среди всех, более-менее значимых во всемирной истории народов, наш восточный сосед имеет, пожалуй, самые серьезные проблемы с коллективной психологией. С определенной долей осторожности можно отметить, что архетипы, сидящие в подсознании типичного россиянина, свидетельствуют о надломленности психики. Действия руководства этой страны во внутренней и внешней политике, поддерживаемые большинством граждан, подтверждают наличие элементов маниакально-депрессивного синдрома. Эти действия приводят к серьезным международным политическим, военным и экономическим конфликтам. Особенно ярко это проявилось в последние несколько десятилетий – Приднестровье, Чечня, война с Грузией, Сирия и Украина.

Естественно возникает вопрос, что же послужило причиной таких явлений?

Для того, чтобы понять ситуацию, нужно перефразировать вопрос, с формулировки «что стало причиной» на «кто стал причиной».

Главной причиной и виновником всех бед последних трех столетий является тот, кого российская историческая наука считает «отцом отечества», «светочем нации», вытащившим Московию из дальнего медвежьего угла на большую европейскую арену, превратив в Россию. Это Петр I.

Своими реформами, фактически переломав о колено правящую часть общества – дворянство, царь-реформатор заложил в русском человеке ряд ключевых фобий, сопровождающих российское общество всю его историю и обостряющихся в пиковые моменты.

Типичная неприязнь к иностранцам (шпионы, враги, вредители, не дают спокойно жить) стала результатом навязывания западных традиций насильственным путем – пострижение бород (сакральный акт лишения мужской силы), обрезание длиннополых кафтанов, употребление табака, эмансипация жен и дочерей.

Неприязнь к инновациям и нежелание учиться, имитация и профанация учебного процесса, традиционные для основной массы россиян, являются результатом насилия, которому Петр и его ближайшее окружение в свое время подвергли дворянскую молодежь. Вырываемые из привычной, размеренной жизни, молодые люди попадали в чужую, непонятную Европу, где их заставляли осваивать вещи, непривычные для русского человека. Это озлобляло, настраивало против учителей, науки и тех, кто их туда послал.

Ломались ценности, система государственного управления, традиции, экономическая модель. Без обоснования, видимых причин, просто росчерком пера. Потому что помазанник Божий так пожелал. Естественно, общество сопротивлялось. Были бунты, саботаж и воровство управленцев, церковный раскол, народные легенды о царе-антихристе и конце света. Но насилие и грубая сила победила традиции.

Понимая силу противодействия общества, царь Петр и его окружение ограничились радикальными действиями только в отношении правящих классов – дворянства и церкви. Крестьян до поры до времени не трогали. Реально, традиционную российскую сельскую общину начали менять только в 1861 г., в связи с отменой крепостного права, чему в равной мере активно противились и помещики, и сами крестьяне. И это событие также оставило неизгладимый след в массовом сознании россиян.

Представленная мысль не является оригинальной. Еще в 19 веке ее использовали в качестве ключевого аргумента славянофилы в спорах с западниками. Уже тогда лучшие умы России понимали, чем может быть чревато насилие над законами истории и социального развития общества. К сожалению, их не услышали в высоких кабинетах. И все триста лет своей последующей за Петром истории Россия только усугубляла имеющиеся и обзаводилась новыми массовыми психологическими комплексами и фобиями.

Гибель царской империи и рождение СССР, исчезновение СССР и попытки создания имперско-советского микста («Русский мир») ярко демонстрируют еще один психологический комплекс русского человека, отображенный в концепции «Москва – Третий Рим», сформулированной до Петра, но активно им использовавшийся и раскрывшийся в последующие эпохи.

Оценивая указанные тенденции, следует отметить, что победить Россию экономически, политически и в военном плане сегодня будет недостаточно. Ее нужно будет еще и вылечить, в плане массовых психологических комплексов и установок. Для того, чтобы вылечить ее самые проблемные комплексы или как минимум загнать их в такие глубины, из которых им будет трудно выбраться, необходима кропотливая и тонкая работа, сродни той, которую вел Запад при Ельцине.

Прагматизм, индивидуальная экономическая и политическая свобода, либеральная экономика, правовая грамотность, персональная ответственность за политический выбор. Лечение будет долгим и непростым. Полный развал – не вариант. Слишком непредсказуемые могут быть последствия.                  

Последние новости: