Свыше 50% экономики Украины находится в тени

Игра света и тени в картинах Рашада Алакбарова, современное искусство
669
Игра света и тени в картинах Рашада Алакбарова, современное искусство

Сегодня легче перечислить те сферы, где работодатели предпочитают официально заключать трудовые договора

ГФС признает, что теневой труд остается серьезным вызовом безопасности и фискальной системе. Сегодня легче перечислить те сферы, где работодатели предпочитают официально заключать трудовые договора. «Работа по КЗоТу» становится редкостью и едва ли не формой корпоративной социальной ответственности. По данным НБУ, экономическое оживление в Украине связано со строительством и торговлей, хотя именно в этих сферах объем теневых отношений остается критическим.

Согласно оптимистическим оценкам, около 50% экономики находится в тени. Учитывая, что в Госбюджете-2016 было запланировано получить 55 млрд грн от налога на доходы физических лиц, то в действительности государство теряет, как минимум, столько же в год. Если же предположить, что 61% бизнеса работает в тени, то цифры потерь еще больше. Таким образом, сумма доначисленных налоговиками средств примерно в 100 раз меньше реальных потерь госбюджета. Можно сказать, что ГФС выявила лишь 1% от всей численности работников-«нелегалов».

Вероятно, активизация ГФС связана с грядущим сокращением органа. Следует понимать, что многие штрафы будут обжалованы в судах. Из-за процедурных нарушений со стороны налоговиков, суды (включая ВАСУ) нередко становятся на сторону налогоплательщиков (или налогоНЕплательщиков).

СНИЖЕНИЕ ЕСВ НЕ РАБОТАЕТ

Массовость нарушений указывает на то, что снижение ставки единого социального взноса на 40% не дало положительного эффекта. Работодатели по-прежнему ориентируются на те же схемы: легальный труд не в «тренде», поскольку можно платить меньше, а риск неблагоприятных последствий остается низким. В КЗоТ были введены серьезные штрафы («финансовые санкции»), однако применяются они редко из-за ненадлежащего государственного контроля. Это стало прямым последствием политики дерегуляции.

Не исключено, выявленные нарушения будут использованы для оправдания принятия Трудового кодекса Украины (законопроект №1658). Для того, чтобы избавить предпринимателей от «чересчур строгих» социальных обязательств, будут внедрены формы гибкого труда – срочные договора или упрощенные условия регулирования на малых предприятиях. Следует отметить, что в Киргизии было принято целых два либеральных Трудовых кодекса, однако к снижению теневого труда это не привело.

Наказания за нарушения в этой сфере не являются сдерживающим фактором.

После гуманизации в 2011 году «бизнес-статей» Уголовного кодекса тюремные сроки за неуплату налогов не применяются. К примеру, в соседней Беларуси, где уровень теневого труда значительного меньше, за такое нарушение допускается лишение свободы на три года. При этом страна занимает более высокое место в рейтинге Doing Business (44), чем Украина (83). Кроме того, на доработке профильного комитета парламента находится законопроект №3448, которым «порог» для открытия уголовного производства за уклонение от уплаты налогов (статья 212 УК) увеличат в два раза – до 1,348 млн грн.

Нельзя сказать, что государственная политика в этой сфере отличается слаженностью. Во-первых, данными вопросами должна была заниматься Госслужба по вопросам труда. Однако с введением моратория на проверки она фактически парализована. Из-за ограниченности ресурсов инспекторы труда уделяют внимание только критическим нарушениям, касающимся охраны труда или труда несовершеннолетних. Во-вторых, Министерство социальной политики Украины уже несколько месяцев не обнародует список предприятий, где есть задолженности по зарплате. При таких условиях выплата зарплат в конверте не рассматривается как особо опасное деяние.

Международные стандарты в данной сфере отличаются большой строгостью: Международная организация труда принципиально выступала за распространение сферы действия инспекций по труду, в том числе, на мелкий бизнес.

Власть создала благоприятный моральный психологический климат. Терпимость к правонарушениям со стороны бизнеса связана с тем, что правительство провозгласило курс на улучшение инвестиционного климата, в том числе, за счет людей труда. К примеру, говорится о том, что усилия центральных органов власти направлены на вхождение в ТОП-20 по рейтингу легкости ведения бизнеса, а не, допустим, по размеру зарплат. Наоборот, низкие зарплаты были выставлены Президентом в качестве конкурентного преимущества, хотя ни одна страна за счет этого не сделала экономического прорыва. С таким же успехом президент мог использовать и аргумент о том, что рабочая сила является еще и бесправной.

Следовательно, такие либеральные меры, как моратории на проверки требований трудового законодательства и снижение ставки ЕСВ, пока не привели к реальной детенизации. Напрашивается вывод о необходимости более строгого реагирования на нарушения. Однако, учитывая ориентацию власти на интересах бизнеса, нынешние проблемы могут быть использованы для внедрения реформ, которые упростят требования к работодателям. Этот путь приведет к усилению социальной напряженности. В то же время надлежащий контроль со стороны профсоюзов и инспекций труда мог бы заставить работодателей более серьезно подходить к вопросам найма, стимулируя более стабильную и дальновидную хозяйственную деятельность.
Последние новости: