Небрежители

Небрежители
246

Несмотря на то что нынешний бюджетный год плавно приближается к своему экватору, бюджета Пенсионного фонда (ПФУ) в Украине до сих пор нет. Не то чтобы бюджеты Пенсионного фонда обычно утверждались вовремя: в XXI в. такое чудо случилось только дважды — в 2001 г. и 2002 г. В то же время дольше, чем в этом году, правительство задерживалось с его принятием только в 2010 г. (см. “Сроки…”). И теоретически тот “рекорд” еще может быть побит.

Ничто не ново

Сам проект бюджета ПФУ не впечатлил какими-то необычайными новшествами, несмотря на бурные политические, социально-экономические, а в определенном смысле и территориальные перемены, произошедшие в стране. Документ традиционно написан в стиле “от достигнутого”. Доходит до смешного: остаток средств бюджета ПФУ на начало 2013 г. и 2014 г., а также на конец 2014 г. у авторов превратился в некую константу с точностью до гривни.Сроки утверждения бюджетов ПФУ

Общий объем доходов и расходов бюджета ПФУ тоже несильно отличается от прошлогодних показателей: разница по доходам составляет не более 3%, по расходам — еще меньше. Конечно, можно было бы предположить, что Минсоцполитики, готовившее проект, провело титаническую работу по сопоставлению всех “плюсов” и “минусов”.

Например, доходам солидный “плюс” должна была бы дать девальвация гривни и увеличивающаяся в связи с ней инфляция, а “минус” — полное выпадение базы обложения единым социальным взносом по Крыму и частичное по восточным областям.

Однако из Протокола согласования позиций министерств и ведомств видно, что Минсоцполитики в принципе не учло (!) в своем проекте норм Закона “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины” в части “поступлений от предприятий, учреждений и организаций, размещенных на территории АРК и Севастополя, и выплаты пенсий и предоставления социальных услуг гражданам, проживающим на территории АРК и Севастополя”.

Вопреки принятому Закону в проекте запланированы в полном объеме и поступления по Крыму, и выплаты пенсий проживающим там. Что уже превращает документ в филькину грамоту. Каких-либо расчетов по Восточной Украине не делалось вообще, несмотря на объективный факт сокращения поступлений в бюджет ПФУ (что видно уже сейчас, в том числе в связи с приостановкой деятельности многих предприятий) и выплат из него (что тоже уже имеет место в связи с прекращением выплат пенсий в ряде городов). Поэтому и запланированный рост доходов ПФУ вызывает большие сомнения.

Старый конь

Еще пара любопытных нюансов касается расходной части проекта бюджета ПФУ. Первый из них заключается в том, что, как известно, размеры пенсий в 2014 г., по сути, “заморожены”. Это, собственно, просматривается и в плане расходов на “обычные” пенсии — он превышает прошлогодний всего на 0,9% (см. “Основные параметры…”). Основные параметры бюджета ПФУ, млрд грн.

Однако в украинской пенсионной системе уже давно есть нищее большинство и привилегированное меньшинство. И со сменой власти в этом вопросе не только ничего не изменилось — ничего менять, по-видимому, и не планируется.

Расходы “на выплату пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, по разным пенсионным программам” (т.е. как раз на привилегированные пенсии) Минсоцполитики решило увеличить… на 7%. Почувствуйте разницу.

Второй нюанс касается статьи расходов, которая была придумана в прошлом году правительством Николая Азарова. В ней говорится о “покрытии расходов, связанных с обслуживанием долговых обязательств”.

В переводе с чиновничьего на человеческий речь идет о процентных выплатах из бюджета ПФУ по банковским кредитам. То есть о продолжении действия вызвавшей в прошлом году массовое возмущение схемы по выплате пенсий за счет кредитов коммерческих банков. И ее никто отменять не собирается.

Последние новости: