Бизнес создан для заработка, но без идеи он – мертв

Фрагмент картины Елены Жарской
834
Фрагмент картины Елены Жарской

Совсем скоро в Киеве состоится социальный арт-проект «Втілюючи Місію. Мистецтво і бізнес». С 1 по 4 декабря художники покажут, как они видят суть украинского бизнеса. Накануне выставки я решил поделиться с вами историей о том, как я пришел к идее проекта и как мы его создаём.

Еще с детства я имел отношение к искусству. Закончил художественную школу, потом поступил в художественное училище. В момент, когда Союз разваливался, мой творческий подход к жизни вытолкнул меня в рекламный бизнес. В этой сфере я понял важную вещь: реклама одевает бизнес так же, как модельер одевает человека. Мы не комфортно чувствуем себя в одежде, которая нам не нравится. И становимся более уверенными в образе, который нам импонирует. В бизнесе так же. Мы занимаемся визуальным оформлением, производим вывески, «одеваем» бизнес.

Я занимаюсь этим бизнесом 23 года, основной вывод – это большой разрыв между тем, что происходит внутри компании и тем, что видит клиент снаружи. Иногда этот разрыв был огромным и заключался в нескольких этапах. В бизнесе всегда есть смысловая идея, даже если цель – просто заработок денег. Эта идея идет от основателя. Предприниматель всегда выбирает сферу, которая ему либо интересна, либо он обладает определённой компетенцией. Со временем идея трансформируется. Процессы и люди меняют ее, на первый план выходит что-то совсем другое. На решения начинает влиять не только руководитель. Часто клиент диктует условия, таким образом, влияя на первичный замысел.

Например, лидер компании поручил менеджеру заказать вывеску. Менеджер послушал руководителя, понял идею по-своему. И вот уже менеджер, плюс рекламное агентство, влияют на процесс оформления замысла. Что мы видим в результате? Собственника, который видит совсем не то, что он хотел привнести в общество. Клиент же воспринимает компанию на основе созданного образа.

Я много наблюдал за такими ситуациями. 2008 год сильно заставил задуматься над соответствием внешнего – внутреннему. В тот момент я достиг каких-то общепринятых целей в жизни, как «построить дом, посадить дерево и растить сына». Личный кризис, который совпал с кризисом в стране. Тогда я задался вопросом, где мой разрыв? Почему бизнес не выдержал таких сильных колебаний? Что я сделал не так? Корень проблем был именно в разрывах между тем, как вижу бизнес я, и тем, как его видит моя команда. Я пытался нести одно, а люди делали совсем другое. Я увидел в этом проблему, начал разбираться и вышел на тему идеологии. Она заинтересовала меня. Тема смыслов и форм – это было то, что нужно. Я понял, что работа над идеологией – такая же работа, как и над бизнес-процессами. Мы тратим миллионы на настройку систем учёта, контроля и совсем не работаем с командой.

Мы приступили к перестройке компании, у нас получилось заложить новые принципы. Результат не заставил себя ждать. Но основная работа всё ещё впереди. Мне захотелось этим делиться. Теперь мы помогаем компаниям понять, какая у них идея, как донести ее сотрудникам, как устранить разрывы, как выразить вовне внутреннюю суть компании. Осознанность компании – это всегда выход на новый уровень. Смещается приоритет внимания на работу с глубинными причинами, а деньги становятся мерилом. Причём не важен размер бизнеса. Маленькая фирма может быть осознанной, а крупная компания может действовать совершенно бессмысленно.

Но что же дает осмысленность?

Часто мы мыслим линейно: действия – результаты. И это логично. Однако нередко мы не учитываем, какими усилиями мы достигаем результата. Осмысленность показывает нам соотношение между количеством и качеством действий. Если сотрудники компании действуют осмысленно, понимая ценности, идею, миссию и видение компании – это влияет на их интерес. Если они заинтересованы, то вовлечены в процесс. Сотрудники ведь как дети, а детям важно, чтобы было интересно. Так появляется внутренняя мотивация. Если есть внутренняя мотивация, то повышается эффективность, а за ней идёт прибыль. Это все связано напрямую. И если грамотно управлять этими процессами, то можно повысить эффективность компании во много раз.

Почему я все это рассказываю? Потому что именно благодаря моей истории я пришел к проекту «Втілюючи місію. Мистецтво і бізнес» и изданию книги. И если новости о книге будут чуть позже, то подробностями о проекте с удовольствием делюсь уже сейчас.

«Втілюючи місію. Мистецтво і бізнес» – это выставка о том, как лидеры рынка откроют суть своего бизнеса. Покажут своим примером, что осмысленность – это выход на новый уровень. Кроме того, это культурный проект. В нем художники могут по-другому посмотреть на бизнес. Понять, что это не только сухие цифры и деньги, но и творчество, душа и идея. Что бизнес – это драйвер общества. И здесь художники объединились с бизнесом, чтобы сделать вместе что-то большее.

Этим проектом мы затронули глубокую философскую тему идеи, которую можно не только увидеть своими глазами, но и, в некоторых случаях, пощупать. Мы надеемся, что наша выставка затронет тему идеи в обществе и сократит разрыв между представлениями о бизнесе и самим бизнесом.

В процессе создания экспозиции бизнес не мог влиять на работы художников, можно было лишь подсказать и направить. Так художники создавали свое видение бизнеса, которое скоро сможет увидеть каждый.

Напоследок хочу рассказать вам 5 фактов о проекте «Втілюючи Місію. Мистецтво і бізнес», которые считаю важными:

1) Над проектом работает 20 бизнесов и 20 художников. Вместе они создали 20 арт-объектов, которые воплощают собой идею и миссию бизнеса.

2) Над проектом работает слаженная команда. Писатель и куратор Александр Михед занимается коммуникацией с художниками, Дмитрий Хоменко ведет всю техническую часть, а Ангелина Дорофеева и Евгений Маслак занимаются пиаром и маркетингом. Я же ближе к бизнесу и управляю проектом.

3) Мы планируем на основе проекта создать платформу для диалога между обществом и бизнесом. У нас есть идеи сделать его либо ежегодным, либо биеннале, то есть раз в два года. Хотим делать выставки по Украине, а в дальнейшем и в мире.

4) На выставке будут проходить различные мастер-классы на тему бизнеса и искусства.

5) Часть собранных на мероприятии денег пойдет в фонд «Дарим радость». Для посетителей вход на проект «Втілюючи Місію. Мистецтво і бізнес» бесплатный, и прийти может любой желающий.