«Самый главный критерий при выборе стартапа – это люди», – основатель бизнес-инкубатора Startupbootcamp

Джек Веттриано, «Поющий дворецкий», 1992
1130
Джек Веттриано, «Поющий дворецкий», 1992

Создать гениальный продукт, найти инвестора, развить миллионный бизнес – мечта большинства молодых предпринимателей. О том, как по существу обстоят дела, я расспросила Анхеля Гарсия, основателя одного из самых крупных бизнес-акселераторов в мире Startupbootcamp.

С бизнес-ангелом (в прямом и переносном смысле) говорили о том, как попасть в бизнес-акселератор, за какими стартапами будущее и как сделать “свой идеальный круассан”.

Анхель Гарсия - фото 1

Как вы выбираете стартапы для Startupbootcamp?

Это сложный и комплексный процесс. У нас есть шесть специалистов, которые выбирают стартапы по всему миру. Мы заносим все проекты в базу данных и начинаем оценивать их по разным критериям. В этом году в нашей базе было 850 компаний. Шесть скаутов работают над поиском стартапов в Восточной и Центральной Европе. Останавливаемся только на тех, которые подходят для нашей сферы, хотя нужно отметить, что проектов, которые работают с данными, действительно много.

Почему такой тщательный выбор? Во-первых, потому что мы являемся одним из топ-5 акселераторов на рынке. Во-вторых, нас поддерживают такие крупные компании, как Intel или Сisko. Когда работаешь с подобными “мастодонтами”, качество продукта должно быть соответствующим. Именно поэтому мы должны делать что-то большее, чем просто приложения. Часто бывает и так, что хорошие проекты не знают о нашем продукте или просто никогда не рассматривали идею работы в акселераторе. Наша задача – найти такие проекты. Мы общаемся с ними, чтобы узнать друг друга получше. Рассказываем о преимуществах и бонусах работы с нами. Нужно сказать, что выбрать 10 из 850 – достаточно сложная и очень комплексная задача.

Что важнее – гениальная идея или конкретный план ее реализации?

Конечно, у нас есть перечень критериев, по которым мы выбираем стартапы. Но самое главное – это люди. А конкретно – два-три человека, которые курируют стартап. Есть определенные качества, которыми они должны обладать. Даже инвесторы говорят, что люди – самое главное в нашем проекте.

Для нас ключевой момент – это мощная техническая база. Нам нужны ребята, которые думают и делают иначе – инновационно. Все, что касается построения бизнеса – уже наша забота. Потому что в подобных вопросах мы действительно можем помочь им. А техническое решение – оно либо есть, либо его нет. Когда у человека есть и то, и другое – это почти фантастика.

Кроме того, мы выбираем людей, которые умеют слушать и меняться. Потому что, вероятно, они имеют определенное представление о том, как нужно выполнять свою работу. Мы же предлагаем совершенно другой подход. Решение только за ними. Но, в основном, успех стартапа состоит в готовности его автора к изменениям.

Как вы помогаете стартапам?

Предприниматели принимают решения относительно проектов, основываясь на собственных решениях. Это нормально. Мы все так делаем. Но при этом они не могут знать всего. Большинство стартапов не могут предоставить УТП для своего продукта и собственное место на рынке. А это значит, что продукт недоработан или не может найти свою целевую аудиторию. Например, вы думаете, что вам нужно продавать круассаны – а вам, может быть, нужно расширить ассортимент и открыть кондитерскую.

Большинство стартапов делают лишние движения, а им нужна настойчивость в выходе на рынок. Нужно пробовать разные варианты. Проблема, как правило, заключается в том, что вы продаете либо неправильный продукт, либо не тем людям. В итоге не зарабатываете, теряете доверие инвесторов, а затем – игра окончена. Основной причиной неудачи является непонимание своего продукта и неправильная целевая аудитория. Именно в этом мы помогаем.

Для того чтобы создать идеальный продукт, вы должны меняться много раз. Спросите у своих клиентов. "Вам нравится наш круассан? А какой круассан вы любите?” Вы слушаете потребителей и предлагаете круассаны с черным шоколадом внутри и с белым шоколадом снаружи. Они говорят: "О, вот что мы искали! Я возьму три!” И вы поднимаете паруса! Но это непросто. Вы должны опросить клиентов, поговорить с нужными людьми из разных сфер, улучшить алгоритм взаимодействия с потребителями, маркетинг, бизнес-навыки. Когда у вас уже есть хороший круассан, гораздо легче выходить на рынок. Тогда вы получаете клиентов и заинтересованность инвесторов, потому что у вас есть качественный продукт.

Анхель Гарсия - фото 2

Почему именно Startupbootcamp?

Здесь за нас говорят цифры: 74 процентов наших стартапов зарабатывают 700 000 евро. Но самое важное, на мой взгляд, это то, что через 7-8 лет после того, как стартапы выходят из Startupbootcamp, 82 процента из них остаются живыми, дееспособными. Статистика печальная: 90 процентов стартапов во всем мире терпят провал. А это означает, что мы все делаем правильно. Почему? Потому что мы пытаемся усовершенствовать продукт и найти правильные каналы на рынке.

Как быстро стартап должен стать прибыльным?

Это очень обширный вопрос. Самое главное, какую он создает ценность. Деньги являются следствием ценности для потребителя. Я не думаю о том, когда стартапы начинают приносить прибыль. Я действительно переживаю о том, когда они представляют собой какую-то ценность.

Сколько у вас конкурентов на рынке?

В мире зарегистрированы тысячи бизнес-акселераторов. Но эта статистика не соответствует действительности. Основных несколько – это Techstars, Startupbootcamp и Y Combinator. У них есть возможность создавать дополнительную ценность. Сколько акселератов на рынке, которые существует около 7-8 лет? Не так уж и много.

Если вы ожидаете получить деньги от вложенных в стартап денег, а он плохо работает, потому что у вас нет ресурсов поддерживать его функционирование, то через 3-5 лет акселератор закроется, потому что у него нет никакого возврата средств. Нам очень повезло, потому что крупные корпорации доверяют нам и дают деньги. У нас есть успешные стартапы в Берлине, Амстердаме, и три года назад появились в Барселоне.

На каких стартапах вы сосредоточены в первую очередь? Кого вы ищете?

В Барселоне мы сосредоточены на проектах, которые работают с данными. За последнее время количество информации возросло во много раз. С каждым годом ее будет больше. Но нам нужно не количество по сути, а понимание того, что с этой информацией делать дальше. Мы ищем стартапы, которые помогут работать с таким огромным количеством данных, генерируя новые услуги, новые решения для каждого из нас, для корпораций.

Сейчас мы работаем с приложениями, которые отслеживают личные данные, чтобы помочь людям быть более эффективными и продуктивными. Например, ваш телефон знает, что вы здесь со мной, и что после вас ждет обед с семьей. Также ваш телефон понимает, вы заканчиваете интервью, потому что вы двигаетесь, и он автоматически закажет вам такси, чтобы оно приехало прямо сейчас. Другой пример. Вы не звонили маме последние две недели, ваш телефон напоминает: "Позвоните ей". Каждый раз, когда я сажусь в машину в Барселоне, Google говорит мне, что я буду дома через 20 минут. Он знает все о трафике, моем маршруте, скорости движения. И это довольно простые примеры.

Конечно, корпорации ищут намного более сложные решения. Например, они хотят знать, как выглядит их потенциальный клиент.

Можно сказать так: “Мы ищем компании, которые смогут с умом распоряжаться массивами данных”. Это те технологии, которые могут помочь в отношениях с семьей, бизнесом, каждодневной рутиной. Нам нужно получать выгоду от всех данных, нам нужны приложения, которые сделают нашу жизнь лучше, а работу корпораций – более эффективной.

Как происходит работа с проектами?

На протяжении 5-6 месяцев ведем активную работу по выбору стартапов, потом на протяжении трех месяцев работаем над продуктом, над рынком, целевой аудиторией. Одна программа занимает около года. В прошлом году у нас было 10 проектов из 8 стран, а выбирали мы проекты из более чем 80 стран со всего мира. Эти три месяца – лишь начало. Мы становимся акционерами компании и дальше продолжаем помогать проекту уже как держатели доли в ее капитале. Мы как никто заинтересованы в развитии компании. До тех пор, пока у нас партнерские отношения, мы уделяем внимание проекту. Сейчас в моем портфолио 21 проект за последние 2 года. Моя задача – помогать им.

Анхель Гарсия - фото 3

С чем связан ваш визит в Украину?

Я приехал в Украину, чтобы провести отборочный тур для стартапов в программу Startupbootcamp Barcelona для проектов в сфере AI, IoT & Data Tech. Ранее Украина не входила в список стран, в которых Startupbootcamp проводил отборы, но в этом году Алексей Витченко, партнер-учредитель Digital Future, украинской инвестиционной компании, познакомил нас с проектами хакатона, посвященного искусственному интеллекту, который компания провела весной 2016. После просмотра видео-презентаций участников, мы в Startupbootcamp Barcelona решили включить Киев в список городов, в которых мы этой осенью проводим отбор в программу акселератора.

Мне сложно оценить украинских предпринимателей, так как я не нахожусь в стране постоянно. У вас есть люди с сильной технической базой, хорошие математики, программисты. Но явно не хватает экосистемы для развития этих проектов, такой, как есть в Берлине, Барселоне или Лондоне. Украинцы умеют думать масштабно. Здесь не хватает доступа к людям, знаниям, поэтому нужны стартап-генераторы. И это то, в чем мы можем быть полезны.

Что нравится больше в работе?

Интервью в воскресенье (улыбается). Если серьезно, мне очень нравится встречать прекрасных людей с гениальными идеями: страстных, с мотивацией, идеями и огромным желанием делать что-то.

Что самое сложное в вашей работе?

Самое сложное – выбрать десятерых из 800 претендентов. Дальше мы знаем, что делать с ними. Но вот выбрать 10 – огромное испытание, постоянно есть ощущение, что ты можешь что-то пропустить, потерять. Это сложно, стрессово. Бывает – редко, но бывает – ты понимаешь, что мог выбрать не того. Мы не волшебники, мы люди.