Особый район

Особый район
236
Аннексия Крыма и боевые действия на востоке Украины подпортили туристический имидж Украины, включая, разумеется, его инвестиционную составляющую.

Тем не менее войны имеют обыкновение заканчиваться миром, как, собственно, происходит и сейчас, и для инвесторов наступают благоприятные времена.

Уже в сентябре туристическая общественность Украины активно обсуждала возможности и объекты вложения денег в индустрию гостеприимства.

Локомотивом внутреннего и въездного туризма могут стать так называемые туристические кластеры (см. “Что это такое”).

Условия
Ни для кого не секрет, что отечественный туристический рынок больше ориентирован на выездной туризм или же на отдых в курортных регионах: в Карпатах и в Крыму (до последнего времени).

Однако события в стране и вокруг нее способствовали, как бы странно это ни звучало, повышению интереса к отдыху относительно недалеко от дома (см. статью "Внутренний космос").

При этом в ряде случаев туркомпании не могли предоставить туристам внятную информацию о том, какие услуги, помимо проживания или пляжного отдыха, они могут получить в том или ином районе.

По сути, реально заинтересовать туристов задержаться в каком-нибудь месте больше двух-трех суток очень сложно.

Одна из основных причин, пояснил БИЗНЕСу Александр Орленко, директор Украинского института предпринимательства (г.Киев; с 1995 г.; 12 чел.),

 — хаотичное освоение привлекательных туристических территорий, на которых каждый организовывал бизнес на свой страх и риск,

без четкого представления о наличии туристического потока, сопутствующих услуг и инфраструктуры, позволяющей привлечь и удержать определенную целевую клиентуру.

Свою лепту внесли и местные власти, которые, как правило, не имеют представления о данном бизнесе.


Поскольку этим летом Одесская, Херсонская, Николаевская области оказались неготовыми к приему большего количества туристов,

специалисты склоняются к идее кластерного развития отдельных территорий в этих регионах, а это стимул для привлечения инвесторов, услуги которых ориентированы на туристов или снабжение базовых туристических предприятий.

Другое дело, что туристические кластеры интересны мелким частным инвесторам, включая иностранных, которые могут извлекать взаимную выгоду из сотрудничества с базовым туробъектом.

Например, в Турции и странах Евросоюза производители вина, сельхозпродукции, ковровых изделий сотрудничают с отелями, которые в свою очередь организуют экскурсии к этим производителям.

Что позволяет предприятию не только рекламировать товар или услугу, но и порой реализовывать их непосредственно на месте производства.

Построение
Большинство участников рынка сходятся во мнении, что никаких особых преференций для привлечения инвесторов в туристическую инфраструктуру не требуется.

Другой вопрос, что развивать территории можно только консолидированными усилиями. Поэтому основным условием здесь является участие в процессе как бизнеса, так и властей.

Местные власти должны разработать концепцию развития туризма, провести аудит территории на предмет насыщенности культурно-историческими ресурсами,

 определить возможный туристический поток и ориентировочное количество предприятий, непосредственно связанных с предоставлением туруслуг

(лечебницы, санатории, гостиницы, тур­операторы, природные, развлекательные объекты и т.п.), и вспомогательных объектов (транспорт, общепит и т.п.).

Плюс определиться с перечнем так называемых сопутствующих предприятий (аптеки, информационные центры и т.п.),

включение которых в состав кластера обеспечит дополнительные условия для привлечения туристов.

И только после этого можно создавать инвестиционные предложения, из которых инвесторы в зависимости от толщины своего кошелька и сферы интересов смогут выбрать объект для вложения средств.

Конечно, предполагать, что местные власти просто так начнут просчитывать туристические возможности своего региона, может только наивный.

Поэтому можно и нужно брать инициативу на себя (см. “Конкретный опыт”).

Кто и куда
Что касается структуры и размеров инвестиций, то единого подхода для кластеров просто не существует.

Если, например, в Буковеле “якорным” объектом является одноименный горнолыжный центр,

инфраструктура насыщена и строить вспомогательные и сопутствующие объекты нет смысла, то на других таких курортах кроме собственно лыжных трасс практически ничего нет.

Участники рынка считают, что вкладывать средства в новые гостиничные объекты нецелесообразно, ведь в течение последних 5-10 лет почти каждый туристический регион относительно насытился гостиницами разной степени комфортности.

Тогда как строительство новых может просто не окупиться. Тем более, что, по словам г-на Орленко, во многих регионах недостаточно вспомогательных объектов.

Речь идет о сравнительно небольших инвестициях (около $100 тыс.) в банно-прачечные комплексы, тепличные хозяйства, обслуживающие гостиницы и общепит.

Стоит отметить, что сейчас в качестве объектов инвестирования рассматриваются так называемые туристические деревни — объединения мелких собственников,

которые предлагают туристам рыбалку, охоту, сбор грибов и ягод, ознакомление с местными традициями и бытом.

Чтобы осуществить эту идею, я, например, специально поменяла место жительства”, — говорит Оксана Бас, владелец сельской усадьбы (с.Гаевое, Винницкая обл.; сельский туризм; с 1998 г.).

По ее словам, на базе сельских подворий ей удалось создать этнографические объекты, каждый из которых специализируется на чем-то своем (кузнечное дело, выпечка хлеба, животноводство, ткачество и т.п.).

Инвестиции в каждый такой объект могут составить 20-200 тыс.грн. Но следует учесть, что данный вид бизнеса интересен, скорее, самим местным жителям,

а туристов такие объекты могут привлечь только в случае незначительной их удаленности от крупных городов.

А потому вкладывать деньги в такие объекты целесо­образно в случае их вхождения в региональный туристический кластер.

Что касается более крупных инвестиций, то наиболее привлекательными в регионах массового туризма (Коблево, Затока, Железный Порт, Скадовск)

являются развлекательные объекты — аквапарки, аттракционы и т.п., так как вложения в них быстро окупаются.

По словам Александра Лиева, бывшего министра курортов и туризма АРК, в прошлом году не аннексированный тогда еще полуостров

рассматривал возможность строительства сразу двух таких объектов площадью 17 га и 32 га (средняя стоимость строительства в пересчете на 1 га — около $1 млн, окупаемость проекта — около пяти лет).

При этом иностранные инвесторы, как правило, интересовались бросовыми землями. Вследствие того, что в Крыму данные проекты “заморожены”, инвесторов можно переманить на материковую часть Украины.

Тем более что одним из основных условий их привлечения является наличие гарантированного потока туристов в количестве около 100 тыс.чел. в год.

Для многих “пляжных” регионов Украины, а также Карпат при условии создания кластеров этот показатель вполне достижим.

Что это такое
Главное отличие туристического кластера от производственных, агропромышленных и т.п. — его территориальная организация.

Интерес инвесторов фокусируется на территории, прилегающей к привлекательным историческим, природным или другим объектам имеющейся туристической инфраструктуры.

При этом в кластер входят как сами эти объекты, так и предприятия, обеспечивающие его жизнедеятельность

(транспортные компании, средства размещения туристов, предприятия, оказывающие бытовые услуги, объекты общественного питания и т.п.).

Если участники кластера создают комплексный турпродукт, каждый из них получает гораздо большую выгоду по сравнению с той, которую мог бы получить, если бы работал один.

Конкретный опыт
По словам Павла Ярмия, руководителя общественной организации “Агентство регионального развития Таврийского объединения территориальных общин”

(г.Новая Каховка, Херсонская обл.; объединяет более 60 предприятий и 6 административных регионов; с 2007 г.), идея создания туристического кластера возникла у них еще в 2007 г.

На первом этапе Агентство показало инвесторам точечные туристические объекты, вокруг которых планировалось развивать соответствующую инфраструктуру.

В туристическом кластере решено было сделать упор на оздоровление: вокруг множество виноградников, неподалеку Сиваш с его лечебными грязями.

Агентство разработало “якорный” инвестпроект строительства небольшого грязелечебного курорта стоимостью около $300 тыс.

 “Если сюда добавить ампелотерапию (лечение виноградом. — Ред.), мы получим курорт, способный предложить набор уникальных оздоровительных услуг”, — отмечает г-н Ярмий.

Параллельно с этим проектом рассматривается возможность привлечения иностранных инвесторов для выращивания винограда.

По подсчетам предпринимателей, для закладки 1 га виноградника и доведения его до товарного плодоношения потребуется около $85 тыс.

Кроме того, проект предусматривает строительство предприятия по производству соков и продуктов виноделия для реализации в данном регионе под собственной торговой маркой.

По словам г-на Ярмия, в конце сентября предприниматели планируют обсудить эти проекты на инвестиционном форуме.

Агентство намерено заключить договор с консалтинговой компанией, которая возьмет на себя аудит туристической инфраструктуры и разработает дорожную карту ее развития.
Последние новости: