Убрать барьеры: как упростить доступ украинских мигрантов на европейский рынок труда

Жан-Луи-Эрнест Месонье, «Путешественник», 1886
1092
Жан-Луи-Эрнест Месонье, «Путешественник», 1886

Еще несколько лет назад в Польше была очень непростая ситуация на рынке труда. Наша страна испытывала катастрофическую нехватку трудовых ресурсов. Все это чем-то напоминает те сложности, с которыми столкнулась сегодня Украина, которая переживает период массовой миграции.

Тем не менее, нам удалось переломить негативный тренд, поскольку власти всерьез подошли к наведению порядка в сфере трудоустройства, с одной стороны, и упростили доступ на рынок труда Польши мигрантам – с другой. Например, еще в 2014 году вступили в силу законы «Об иностранцах» и «О продвижении трудоустройства и институтах рынка труда». Этими документами было введено разрешение на временное пребывание и работу для иностранцев, находящихся на территории Польши. Кроме того, появились новые механизмы, стимулирующие создание рабочих мест (стажировки, гранты для работающих, кредиты из Фонда труда), а также была внедрена система премирования госслужащих за трудоустройство безработных лиц.

В результате, безработица в Польше на сегодняшний день достигла самой низкой отметки с того момента, как наша страна вышла из состава соцлагеря. Так, по методологии расчета, которая принята в Европейском союзе, на данный момент уровень безработицы составляет 5,6%. При этом в Варшаве и окрестностях, где как раз находится больше всего трудовых мигрантов, этот показатель находится всего лишь в пределах 2%.

Тем не менее, по некоторым оценкам, дефицит на рынке труда Польши к 2020 году составит 1 млн человек. Соответственно, вопрос урегулирования трудовых взаимоотношений, и, прежде всего, миграционных процессов, по-прежнему стоит для нашей страны достаточно остро.

При этом если верить соцопросам, проводимым среди польских работодателей, они более всего заинтересованы в мигрантах из стран-соседей – Чехии, Словакии, Беларуси и, конечно, Украины. И хотя бытует мнение, что трудовая миграция – глубоко негативное явление, это стереотип. Ведь выгоду получает не только Польша, принимающая переселенцев, но и Украина, потому что украинцы, как правило, уезжают в Европу на временные заработки. То есть, их нельзя считать переселенцами в полном смысле этого слова, поскольку большинство мигрантов возвращаются спустя 6-12 месяцев домой. И привозят не только деньги, но и полученные за границей навыки, а также совершенно иной тип мышления. И когда ситуация в Украине стабилизируется (а это рано или поздно произойдет), большинство выехавших за ее пределы людей вернется. Причем, опыт Польши это подтверждает. И могу с уверенностью сказать, что остаются на постоянное место жительства в других странах действительно очень немногие.

Поэтому одна из ключевых задач польского правительства на ближайшее будущее – снять проблему нелегального трудоустройства, которая существует как с польской, так и с украинской стороны. Необходимо заблокировать доступ различного рода посредников-мошенников на этот рынок в принципе. Причем, это не только в интересах украинских и польских властей, но и самих мигрантов. Ведь попадая на территорию Польши легально, они защищены трудовым законодательством и обладают совершенно такими же правами, как и граждане нашей страны.

У поляков, которые одно время выезжали на работу в Великобританию, тоже были сложности с легальным трудоустройством. В итоге, Британия упростила многие процедуры, связанные с миграцией. Подобные процессы мы хотим запустить и в Польше. Речь идет о том, чтобы разрешения на трудоустройство заменить временным или постоянным видом на жительство, который будут получать мигранты. Еще один нюанс заключается в том, что сегодня мигранты получают разрешение только при условии трудоустройства у конкретного работодателя. И если человек лишается работы, разрешение аннулируется, и он вынужден возвращаться в Украину. Наличие же вида на жительство решит и эту проблему. Причем, добиться упомянутых изменений можно очень быстро, в течение нескольких месяцев.

В то же время, мы понимаем, что необходимо заниматься вопросом мошенничества и с украинской стороны, поскольку чуть ли не 90% компаний, предоставляющих услуги по трудоустройству за рубежом в Украине – вне закона. И Польшу, разумеется, это тоже не устраивает.

Определенные успехи в данном направлении уже есть. Так, польские дипломатические службы в Украине уже около месяца проводят эксперимент. Его суть заключается в том, чтобы упростить коммуникацию между визовыми центрами и людьми, которые хотят выехать на работу в Польшу. С ноября они уплачивают визовый сбор в банке, указывая свои контактные данные, а сотрудники центра в кратчайшие сроки связываются с заявителем и записывают его на прием. Раньше в большинстве случаев с записью в визовый центр возникали сложности, в результате чего человеку приходилось обращаться к услугам всевозможных посредников, которые на этом зарабатывали. Теперь же заявитель получает запись на подачу документов напрямую через визовый центр, что в свою очередь нивелирует риски мошенничества и обмана. И хотя это пилотный проект, который действует пока что в Киеве, мы рассчитываем, что впоследствии он будет расширен на всю территорию Украины.

Кроме того, мы совместно с Всеукраинской ассоциацией компаний по международному трудоустройству разрабатываем концепцию, план действий, который будет представлен украинскому правительству. Это, к слову, также стало одной из тем круглого стола, который мы провели в Киеве 23 ноября. Наша с ассоциацией цель – донести до политических кругов Украины информацию о проблемах, с которыми сталкиваются мигранты, прописать юридические процедуры, а также добиться изменений в законодательстве, которые максимально ограничат действия мошенников.
Последние новости: