Причины экономического бедствия Украины и пути решения проблем

Роберто Бомпиани, «Паразит», 1890-е
922
Роберто Бомпиани, «Паразит», 1890-е

Некоторые экономисты называют ситуацию в стране экономической и социальной катастрофой. С этим нельзя не согласиться, потому что только что-то невероятно разрушительное могло уничтожить большую часть бюджета страны за такое непродолжительное время, как 2 года – начиная с конца 2013 года и после свержения старой коррупционной власти, бегства президента-преступника, когда весь мир наблюдал живую съемку вывоза наворованных миллиардов долларов наличными и события чудовищных массовых убийств на главной площади страны. Украина обладает самой большой территорией среди европейских стран, в которой все хорошо с развитием и современных ИТ-технологий, и с интеллектуальным потенциалом, и географическим положением и природными ресурсами.

Т.е. у нас есть все возможности быть и богатейшей страной Европы и мира и, казалось, избавившись от представителей преступной власти, мы сможем вздохнуть свободно, т. к. очевидной причиной низкого уровня жизни и слабого развития экономики являлась коррупция, основа которой заключается в коррупционной модели государственного устройства и управления. Нам казалось, что, избавившись от верхушки, узурпировавшей власть в стране, наша экономика начнет быстрый экономический подъем. С учетом поддержки всего цивилизованного мира, нам удастся быстро реформировать экономику и государственную модель, поставив во главу угла принцип трех «П», о котором так много говорили на Майдане – патриотизм, порядочность, профессионализм.

Однако произошло нечто обратное, и по сравнению с 2013 годом ВВП страны в 2015 году снизился более чем на 100%, упав с 183,3 млрд. дол. США до 90,6 млрд. дол. США. Соответственно, ВВП на душу населения также сократилось вдвое, с $ 4000 до $ 2 000. При темпах роста экономики, которые нам прогнозирует Мировой банк по 2-3% в год, нам восстанавливаться придется десятилетиями. Что же послужило причинами такого катастрофического падения экономики и действительно ли необходимо ждать десятилетия кропотливой работы для восстановления уровня 2013 года?

Разберем основные причины падения экономики.

Самым мощным ударом по экономике страны был удар по банковской системе, которую с первых месяцев после победы революции начали просто разворовывать по очень простой схеме: непрозрачное рефинансирование избранных банков в гривне, покупка валюты за эту гривну, что приводит к резкой девальвации и фактической остановке экономики, когда предприниматели не знают, по каким ценам торговать, заключать контракты, вести бизнес-планирование. С января по март 2014 года гривна девальвировала на 50%, благодаря именно этой схеме. С июня 2014 года был сменен глава НБУ, но разрушительная политика регулятора только усилилась путем так называемой «чистки банков», без должной защиты прав клиентов. За период 2014-2016 г.г. клиенты банков потеряли 163 млрд. грн. Т.е., из экономики практически искусственно вымыли деньги путем финансовых махинаций, что привело практически к катастрофическому снижению уровня доверия к банковской системе.

В чем главная беда такой очистки – когда в банк вводится временная администрация – это фактически парализует работу банка и о восстановлении ликвидности не может быть и речи. Главная задача центрального банка – регулирование коммерческих банков с целью сохранения денег их клиентов и, соответственно, стабильности банковской системы, а соответственно и стабильности денежной единицы, что определено ст.99 Конституции Украины, как основная функция НБУ. Однако эту функцию Нацбанк выполнил с точностью до наоборот. Ликвидация банков, которая велась якобы по букве закона, привела не только к потере тысяч рабочих мест, уничтожению взаимосвязей клиентов, высокотехнологичных программных продуктов и банковских технологий, нарабатывавшихся за весь период независимости, но и к разрушению банковских кредитных портфелей, когда заемщики просто не знают, кому платить – обанкротившемуся банку или непрофильной финансовой компании, которой продан или по различным схемам переуступлен кредитный портфель.

В результате такой «чистки» заемщики не возвращают кредиты, вкладчики и клиенты не получают своих средств, предприниматели недоплачивают персоналу и не могут рассчитаться по своим обязательствам, оставшиеся средства снимают с банковских счетов и переводят в валюту для сохранности, банк используется только для перечисления денег. Кредитование снизилось многократно ввиду повышения рисков и отсутствия необходимых ресурсов. С января 2014 по июль 2016 фонд гарантирования вкладов выплатил 80 млрд. грн. вкладчикам. Но разве вкладчик понесет снова деньги в какой-либо банк, если эти банки рушатся один за другим? Естественно, львиная доля выплат ФГВ также переводится в наличную валюту, что также ослабляет национальную денежную единицу, а соответственно и всю экономику, нанося значительный урон экономической безопасности страны.

Итак, главной причиной катастрофического упадка экономики является политика центрального банка, в результате которой гривна девальвировала в 3 раза и из банковской системы выведено эквивалент 92 млрд. наличной валюты, по оценке самого центрального банка, что соответствует ВВП страны.

На сегодня 80% населения находится за чертой бедности, при этом правительство ведет политику повышения тарифов на коммунальные услуги, а фактическую невозможность выплаты тарифов по новым ставкам правительство компенсирует с помощью субсидий. В январе – октябре 2016 г. субсидии получили 5,6 млн. чел. Однако такой порядок является затратным и требует больших расходов на администрирование выделения субсидий, что также является дополнительной нагрузкой на госбюджет. Т.е., вместо мер для повышения уровня доходов граждан, снижения налогов, правительство выделяет субсидии малоимущим, в которых превратилось большинство граждан.

Политика по инвестиционному климату. Безусловно, внешняя агрессия является мощным фактором бегства капитала из страны и ставит серьезный барьер для иностранных инвестиций. Но еще более серьезным фактором является, безусловно, политика нашего государства по отношению к зарубежным инвесторам. Ограничения центральным банком выплат дивидендов в валюте никак не способствует иностранным инвестициям, что также наносит вред всей экономике страны, делая новые инвестиции просто бессмысленными. Постоянные скандалы с наездами «правоохранителей» на легальные компании с изъятием серверного оборудования по сфабрикованным судебным решениям, а также рейдерские скандалы никак не способствуют улучшению инвестиционного климата.

Отношения с МВФ практически испорчены из-за невыполнения Украиной своих обязательств по реформированию экономики, и мы не получили запланированный транш в размере 1,3 млрд. дол. США. Но следует отметить, что это очень незначительная сумма для украинской экономики, по сравнению с выведенными из банковской системы деньгами.

К причинам экономического бедствия, безусловно, относится и внешняя агрессия, и отсутствие у правительства понятной и озвученной стратегии деокупации захваченных регионов страны, и чудовищная коррупция с демонстрацией в электронных декларациях чиновников огромных сумм наличными в валюте, которые превышают суммы обсуждаемых траншей внешних займов всему государству, и бездарная государственная политика со скандальными назначениями 23-летних особ на высокие государственные посты и уходом из госуправления известных, опытных и успешных реформаторов. Все это может привести к социальному взрыву и общество уже находится на грани терпения. Однако, убедившись, что смена власти путем переворотов приводит только к ухудшению ситуации, украинские граждане демонстрируют потрясающее терпение и толерантность. Но подобная политика не может продолжаться бесконечно.

Что же может сделать нынешнее правительство для стабилизации экономики. Наши рекомендации следующие:

– комплексные меры по восстановлению доверия к банковской системе, что в обязательном порядке должно включать реструктуризацию задолженности перед клиентами, потерявшими средства в обанкротившихся банках, восстановление кредитных портфелей банков, недопущение дальнейшего вывода с рынка банков по старой схеме, когда на права клиентов никто не обращает внимания;

– комплексные меры по улучшению инвестиционного климата, фактическая защита инвесторов как зарубежных, так и внутренних;

– упрощение налоговой системы, недопущение уплаты налогов наперед, что противоречит экономической сущности налогообложения. Налоговые льготы малому и среднему бизнесу, снижение налоговых ставок или полное упразднение налогов малоимущим и стратегическим отраслям, таким как ИТ-индустрия;

– реформирование судебной системы и фактическая децентрализация управления с возможностью территориальных громад самостоятельно формировать местный бюджет и выплачивать свои расходы.

Однако комплексные меры возможно проводить только при консолидации и политических сил и общества, что сейчас жизненно необходимо для нашего государства.

В данных условиях бизнес не останавливается и находит пути выживания, и даже развития. Побеждают, как всегда, самые предприимчивые. Во-первых, в Украине остаются банки с иностранным капиталом, которые НБУ не позволяет себе разваливать, как это происходит с украинскими собственниками. Ни один банк с иностранным капиталом не имел в Украине проблем с выплатой вкладчикам. Вопрос репутации – это главный вопрос банковского бизнеса, который западные банкиры защищают в первую очередь. Поэтому, МСБ может успешно кредитоваться в таких банках. Назову только несколько: Прокредитбанк – великолепно адаптировавшийся в украинской среде немецкий банк с самым высоким международным рейтингом и кредитующий МСБ в любые периоды для нашей экономики. Банки КредиАгриколь, ОТП, Укрсиббанк, Кредобанк, другие банки с иностранным капиталом.

В этих банках и средства безопасно держать, т.к. уровень доверия к ним несравненно выше, чем к нашему регулятору и украинским комбанкам, и кредиты получать под меньшие процентные ставки, чем существующие на украинском рынке. Этим клиенты-предприниматели и пользуются, что, безусловно, полезно для экономики и спасает украинскую банковскую систему. Следует отметить, что эти банки имеют украинскую лицензию и меры регулирования на них также распространяются, включая различные ограничения по вкладам, кредитам, валютному регулированию, сдерживающему развитие экономики. Но преступным путем разрушить банк с иностранным капиталом, ввести туда ВА, по причинам якобы нарушения правил финмониторинга, или заявить о проблемах с платежеспособностью наш регулятор себе никогда не позволял и, надеемся не будет позволять.