Бойлеро

Бойлеро
205
Похоже, в 2014 г. рынок ремонтно-строительных услуг (так называемой чистовой отделки помещений) ожидает падение. По прогнозам игроков, по итогам года реализация подобных услуг может снизиться в денежном выражении минимум на 20% по сравнению с прошлым годом.

Падение спроса участники рынка объясняют тем, что, во-первых, в связи с удешевлением национальной валюты реальный уровень доходов населения существенно уменьшился.

Подорожание коммунальных услуг и товаров тоже не способствует росту благосостояния украинцев. Во-вторых, сложная ситуация в стране заставляет население придерживать сбережения на “черный день”.

В-третьих, не на пользу спросу и удорожание материалов и услуг, обусловленное ростом курсов валют. В-четвертых, не лучшие времена переживает строительный рынок. Хотя, если верить Госстату, в январе — марте 2014 г. в Украине введено в эксплуатацию 2,3 млн кв.м жилья, что на 10,9% больше, чем за аналогичный период 2013 г.

Участники же рынка уверяют, что этот прирост на объемах их заказов пока не сказался.
Не ожидают ничего хорошего игроки и от грядущей осени.

По крайней мере, успехи 2012 г. (см. статью "Себестроимость"), когда осенью заказов на ремонты у них было больше, чем зимой, весной и летом вместе взятых, нынешней осенью “ремонтникам” не светят.

Ситуация на рынке
Одной из главных причин снижения спроса на услуги по ремонту игроки рынка считают рост расходов на материалы.

Если до кризиса стоимость работ и материалов находилась в соотношении 1:1, в 2012 г. — 1:1,5, то в этом году затраты на материалы превысили стоимость услуг по ремонту в 2-2,2 раза.

Это отпугнуло прежде всего значительную часть клиентов, заказывающих ремонты вторичного жилья, и ускорило уход с рынка мелких и средних операторов, работающих в этом сегменте.

В связи с этим весьма показателен пример столичного рынка “Юность”, на котором можно купить стройматериалы и нанять мастеров для ремонта. Еще два года назад на рынке в основном стояли посредники, которые связывали заказчика с исполнителями работ и получали за это свои комиссионные.

Нынешним летом на заветном “пятачке” посредников не найти. Там толпятся несколько десятков бригадиров мелких и средних бригад. Игроки говорят, что закрываются, отправляют в неоплаченный отпуск сотрудников или сокращают их количество многие средние компании.

Что способствует увеличению оттока “заробітчан” в соседние страны (главным образом в Польшу и Россию). Оставшиеся вынуждены жестко конкурировать. “В целом, основным методом конкурентной борьбы и самопродвижения остается цена услуг”, — говорит Алексей Бескровный, частный предприниматель (г.Киев; строительно-ремонтные услуги; с 2001 г.).

К слову, ввиду низкого спроса на материалы, просроченной продукции на рынке больше, чем когда-либо. Впрочем, если верить игрокам, и на эти материалы есть покупатели.

Такие материалы продаются с существенными скидками, поэтому некоторые заказчики готовы приобретать такую продукцию”, — поясняет Виктор Чернышов, частный предприниматель (г.Киев; оказание строительно-ремонтных услуг; с 2000 г.; 10 чел.). Хотя, похоже, даже такие приемы не в силах оживить спрос на ремонты.

Участники рынка также отмечают, что на фоне общего падения рынка доли реализации услуг по ремонту первичного и вторичного жилья выровнялись, хотя еще два года назад доля ремонтов в первичном жилье составляла примерно 10%.

В лучшем положении оказались крупные компании и узкоспециализированные операторы. Первые — потому что имеют внушительную материальную базу и могут предложить широкий спектр услуг.

Вторые — потому что более профессиональны в своем виде услуг, информационно “подкованы”, и заказчики испытывают к ним больше доверия. И у тех, и других игроков при дальнейшем падении рынка перспективы сохраняются.

Скорее всего, крупные операторы будут вести себя агрессивно, предлагая низкие цены на услуги, при этом будут экономить на всем, в том числе на зарплате работников. Но со временем они “ослабят хватку”, и спрос на услуги специализированных фирм возрастет”, — считает г-н Чернышов.

Впрочем, в некоторых сегментах этого рынка услуги специализированных фирм в последнее время оказались весьма востребованными. Например, спрос на услуги, связанные с утеплением жилищ, монтажом водонагревателей (бойлеров), установкой котлов отопления.

Теплый сегмент
Рост популярности услуг по утеплению фасадов домов обусловлен опасениями населения, что из-за газового кризиса подача тепла в жилые дома может быть уменьшена (см. также стр.15-19). Они считают, что утепление жилья — насущная потребность, и изыскивают необходимые деньги.

Оценки прироста спроса на такие услуги разнятся. Одни операторы утверждают, что количество заказчиков этим летом, по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., увеличилось в 10 раз.

Очередь на месяц вперед. Некоторым потенциальным заказчикам, которые не соглашаются ждать до сентября, приходится отказывать”, — отмечает Никита Маевский, директор компании “Буд-велл” (г.Киев; утепление фасадов; с 2005 г.; 5 чел.).

Другие говорят, что работы по сравнению с летом 2013 г. если и стало больше, то ненамного. “Утепление фасадов особенно популярно в многоквартирных домах, которые находятся на этапе строительства и не сданы в эксплуатацию.

А так как сейчас такие дома в основном достраиваются, а начало строительства редкость, то неоткуда взяться и ажиотажу
”, — говорит г-н Чернышов. Тем не менее он отметил, что многие игроки в 2013 г. — начале 2014 г. ввиду низкого спроса на услуги ушли с рынка, соответственно, у оставшихся стало больше работы.

 Возможно, разница оценок обусловлена тем, что спрос на этот вид услуг у специализированных компаний выше.

Может быть, дело в разнице стоимости услуг. Хотя участники рынка утверждают, что цены в июне-июле они не повышали, а вот стоимость материалов по сравнению с 2013 г. выросла пропорционально валютному курсу.

Однако если высокий спрос сохранится до сентября, то игроки не исключают повышения цен на работу на 10-20%. Тем более что до конца лета в основном утепляют фасады владельцы жилья в многоквартирных домах, а с сентября обычно активизируется более зажиточная часть населения — владельцы коттеджей.

При этом операторы с сожалением отметили, что спрос на целый ряд услуг, которые также связаны с утеплением домов, остается низким (например, на монтаж теплых и деревянных полов, замену окон и дверей, утепление стен внутри жилища).

Особенно, по их мнению, недооценены заказчиками теплые полы. “Ремонтники” считают, что жилище с теплыми полами обогревается намного быстрее, чем только с традиционной системой отопления.

Ввиду ухудшения платежеспособности населения снизился спрос на установку окон и дверей: многим рядовым украинцам это “не по карману”.

Если в 2012 г. в день некоторые игроки монтировали пять-шесть дверей и запись на услуги была на два недели вперед, то сейчас монтируется в лучшем случае пять дверей в неделю”, — говорит г-н Бескровный.

Как ни странно, по утверждению операторов, низким остается спрос и на утепление полов пенопластом и прочими утеплителями, укладку ковролина и т.д.

Бойлер-бум
Опрошенные БИЗНЕСом респонденты утверждают, что пик спроса на водонагреватели и услуги по их установке пришелся на июнь-июль. А в августе пошел на спад, поскольку многие заказчики пришли к выводу, что мощность энергосистемы в их домах не рассчитана на существенное повышение нагрузки.

Ведь многие дома были построены до 1990-х годов, их энергосистемы рассчитаны на работу лишь телевизора и холодильника, а не на такое количество электроприборов, которые используют сейчас.

При этом продавцы бойлеров и монтажники предупреждают, что для подключения водонагревателей зачастую необходим внешний источник электроэнергии плюс отдельный счетчик, который будет фиксировать потребление электричества, что создает дополнительные проблемы.

Кстати, установку бойлеров операторы рынка не считают прибыльной. “Два-три дня работы в среднем за 500 грн. Это ведь не ремонт на три-шесть месяцев с соответствующей оплатой услуг”, — говорит г-н Чернышов.

Повысился спрос и на установку котлов отопления. “Многие заказчики думают, что делать, если отопление вовсе отключат, а не снизят подачу тепла.

Если в прошлом году в месяц звонили и спрашивали в среднем 10 потенциальных заказчиков, при этом до заказа чаще всего дело не доходило, то этим летом мы обеспечены работой на ближайшие две недели. На август уже есть восемь заявок на установку котлов
”,

 — радуется Иван Стремоусов, частный предприниматель (г.Киев; услуги по монтажу и установке систем отопления и водоснабжения; с 2008 г.). Впрочем, по словам г-на Стремоусова, если в 2013 г. украинцы интересовались котлами стоимостью
15-30 тыс.грн., то сейчас — недорогими котлами по 7-10 тыс.грн.

При этом газовыми котлами отопления население вообще не интересуется, у владельцев квартир популярны электрокотлы, у владельцев частных домов — твердотопливные. “Для квартир электрокотлы — оптимальный вариант. Дымоход из квартиры не выведешь, дрова складывать негде.

Для частных домов оптимальны твердотопливные котлы. Поскольку достаточно часто электросеть не рассчитана на такой агрегат. При этом в качестве твердого топлива заказчики планируют использовать дрова
”, — говорит г-н Стремоусов.

Однако не все владельцы квартир могут позволить себе монтаж системы отопления даже при наличии необходимых средств: в жилых многоэтажных домах отопление центральное, поэтому пожелавшим врезать дополнительный нагревательный прибор в стояк придется не менее чем полгода побегать по инстанциям, чтобы собрать соответствующие разрешения.

Участники рынка считают, что украинцев ожидает “разведывательная” зима: многие желающие поменять систему отопления окончательное решение отложили на следующий год.

Стоимость услуг, если верить операторам, по сравнению с 2013 г. не повысилась и во многом зависит от объема работ и цены на котел.
Последние новости: