Колыбель эволюции

Колыбель эволюции
333
Несмотря на то что рождаемость в Украине снижается (см. “Количество новорожденных...”), производство детского питания продолжает расти, хотя и медленнее, чем годом ранее.

Повышение цен на импортное детское питание, обусловленное девальвацией гривни, позволило отечественным игрокам немного потеснить импортеров, увеличив реализацию своей продукции.

Пошли в рост
Производители детского питания и в самые кризисные времена руководствуются убеждением, что на чадах не экономят. Хотя такого кризиса, как нынешний, в стране не было со времен Второй мировой войны, детокормильцы движимы теми же мотивами.

По данным официальной статистики, в первом полугодии 2014 г., по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., производство детского питания в Украине увеличилось на 7,9% — до 17,3 тыс.т (см. “Производство…” на стр.41).

По-прежнему наибольшими темпами растет производство детских соков. Помимо этого, компании, не первый год работающие в данном сегменте, расширяют ассортимент детских соков за счет продуктов с новыми вкусовыми добавками и в новой упаковке.

Для крупных производителей соков, собственно, как и молочных продуктов, выпуск продукции для детей — значимый имиджевый проект, укрепляющий доверие к ним и их торговым маркам (см. статью "Зачадие").

Кроме того, после закрытия российского рынка для украинской соковой продукции предприятия будут еще больше заинтересованы в том, чтобы закрепиться во всех возможных нишах, в том числе и в нише детского питания.

Помимо молочных продуктов (с коротким сроком хранения) для детей, таких как молоко, творог, в этом году стали больше выпускать сухих молочных смесей и каш.

В частности, ПАО “Хорольский молочно-консервный комбинат детских продуктов” (Полтавская обл.; производство сухого молока и детского питания ТМ “Малиш”, “Малютка”; с 1972 г.; 600 чел.),

по данным начальника отдела маркетинга Светланы Умеренковой, в январе — августе 2014 г. нарастило производство детского питания на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.

В связи со снижением покупательной способности населения и ростом цен на импортную продукцию повысился спрос на детское питание отечественного производства”, — поясняет г-жа Умеренкова.

Эксперты видят в такой положительной производственной динамике возможности замещения импортного товара отечественным.

В частности, на прошедшей 9 сентября в Киеве Второй отраслевой специализированной научно-практической конференции “Детское питание: перспективы развития и инновационные технологии”

Александр Куць
, директор департамента продовольствия Минагрополитики, отмечает: “Позитивная тенденция наполнения потребительского рынка продукцией детского питания собственного производства создает реальные перспективы для эффективного импортозамещения”.

Хотя специалисты говорят, что некоторые виды импортного детского питания (специальные адаптированные смеси и др.) невозможно заменить украинскими,

потому что они просто здесь не выпускаются, но какие-то другие продукты в нынешней сложной экономической ситуации многие родители все-таки вынуждены заменять более дешевыми отечественными.

По оценкам участников рынка, если отечественные продукты детского питания в этом году подорожали на 5-25% (в зависимости от вида и производителя), то импортные — на 30-40%.

Статистические данные подтверждают, что соотношение сил местных и зарубежных детокромильцев в разных сегментах этого рынка меняется.

Например, по данным Национальной ассоциации производителей детского питания, молочно-консервной и соковой продукции “Укрконсервмолоко” (г.Киев; с 1990 г.; объединяет 10 производителей детского питания),

если в 2013 г. доля внутреннего производства сухих молочных смесей и каш суммарно составляла 35,4%, то в первом полугодии 2014 г. — 40,2% (см. “Рынок детского питания…”).

При этом некоторые крупные международные игроки бодрятся и утверждают, что изменение валютного курса существенно не повлияло на спрос на детское питание в Украине.

Они говорят, что, возможно, даже перемещение беженцев стимулировало прирост потребления заводских смесей для кормления детей.

В частности, по данным Геннадия Радченко, директора по корпоративным вопросам ООО “Нестле Украина” (г.Киев; производство кондитерских изделий, соусов, приправ;

реализация детского питания, готовых завтраков, кормов для животных; с 1994 г.; данные о количестве сотрудников не предоставлены), в этом году компания незначительно сократила реализацию детского питания в Украине.

Но это связано не с ростом валютного курса, а исключительно с внутренними проблемами, ведь определенное количество продукции мы не смогли вовремя поставить на украинский рынок”, — поясняет г-н Радченко. Но, как бы там ни было, факт потери импортерами части рынка налицо.

Помимо импортозамещения, благодаря развитию производства детского питания специалисты видят также возможность диверсификации производства для переработчиков молока и фруктов, которые пострадали от запрета на ввоз украинской продукции, введенного РФ.

По словам г-на Куця, предприятия увеличили закупки сырого молока для производства детского питания.

Небольшая емкость рынка детского питания, разумеется, не позволит производителям молочных и соковых продуктов компенсировать потери, но хотя бы частично переориентировать переработку они смогут.

Инвестиции и перспективы
Как бы там ни было, украинские детокормильцы сейчас действительно могут и используют возможности для развития, обновляя производство, ассортимент выпускаемой продукции.

Например, по словам г-жи Умеренковой, Хорольский молочно-консервный комбинат, специализирующийся на производстве сухих молочных смесей и каш, весной начал выпускать воду “Малиш” для детей с 0 месяцев,

а осенью запускает производство новой продуктовой линейки — сухих молочных смесей на зерновой основе “Малютка premium” с рисовой, гречневой и овсяной мукой.

По словам Ирины Рымарчук, маркетинг-директора группы компаний “Данон” в Украине (г.Киев; производство и реализация молочной продукции, детского питания ТМ “Тёма”;

объединяет производственные площадки в Херсоне, Киеве, Кременчуге; с 1998 г.; 300 чел.), компания в этом году также запустила новую продуктовую категорию — соки для детского питания (с четырех месяцев).

Некоторые компании вкладывают средства в сертификацию производства, чтобы иметь возможность экспортировать свою продукцию, в том числе на европейский рынок.

Как сообщает Артем Атаманчук, генеральный директор ООО “Ассоциация детского питания” (г.Днепропетровск; производство в г.Херсоне; производство и реализация детских растворимых каш, фруктовых, овощных детских пюре и соков ТМ “Карапуз”;

с 1998 г.; 300 чел.), в прошлом году компания сертифицировала по европейским стандартам все производство.

Мы договорились о поставках нашей продукции под private label для крупной европейской сети, ведем переговоры и о поставках продукции в Китай”, — отмечает г-н Атаманчук.

Кроме того, некоторые производители детского питания планируют реализовать новые для Украины проекты.

Мы провели исследование сегмента мясных и рыбных детских консервов и поняли, что он не занят. Также изучили опыт зарубежных производителей и приняли решение организовать выпуск такой продукции в Украине.

Сейчас ищем финансирование для этого проекта”
, — рассказывает Ирина Варагаш, президент ООО “ПИИ “Экония” (г.Киев; производство и дистрибуция питьевой воды
и детского питания ТМ “Малятко”, “Аквуля” и др.; с 2008 г.; 210 чел.).

Некоторые компании, не выпускавшие детскую продукцию, вынашивают планы по запуску такого производства.

Например, в группе компаний T.B.Fruit (Львовская обл.; вертикально интегрированная международная группа компаний с замкнутым циклом производства; 1,5 тыс.га садов;

7 заводов по переработке фруктов и овощей в Украине, Польше, Молдавии; производство концентрированных соков, пюре, замороженных фруктов и овощей;

с 2011 г.; 1,4 тыс.чел.), ранее заявлявшей о планах инвестировать в том числе в линию по изготовлению детского питания, ­БИЗНЕСу сообщили, что от этих планов не отказались

Последние новости: