Осластка

Осластка
342
Буквально месяц назад БИЗНЕС писал (см. статью "Фронтальный разрез"), что россияне, развернув торговую войну с Украиной,

намерены пополнить список запрещенных к ввозу на свою территорию продуктов кондитерскими изделиями. Долго ждать не пришлось.

С 5 сентября Роспотребнадзор приостановил ввоз на территорию РФ украинских сладостей. Формальный повод для запрета — якобы выявленные нарушения требований законодательства в области защиты прав потребителей (в маркировке)

продукции двух компаний: АО ПО “КОНТИ” (г.Донецк; с 1997 г.; в состав входит ЗАО “ПО “КОНТИ” (Украина) и ЗАО “КОНТИ-РУС” (г.Курск, РФ);

около 10 тыс.чел.) и ЧАО “АВК” (г.Киев; производство и реализация кондитерской продукции и полуфабрикатов (глазури); объединяет четыре фабрики; с 1991 г.; 8 тыс.чел.).

Пострадавшие экспортеры-кондитеры недоумевают. “Маркировка продукции ЧАО “АВК” выполнена в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза

Пищевая продукция в части ее маркировки” 022/2011 ст.4, п.4.9 “Общие требования к указанию в маркировке пищевой ценности пищевой продукции”.

Только за текущий год мы трижды получали этому подтверждение в различных инстанциях на территории РФ.

Сейчас мы пытаемся вступить в диалог с Роспотребнадзором и выяснить суть претензий
”, — заявил Олег Гаряжа, директор по производству кондитерской компании “АВК”.

Усугубляет ситуацию то, что позиция Рос­потребнадзора сформулирована таким образом, что нельзя понять, запрет касается только упомянутых двух компаний или всех украинских кондитеров, экспортирующих продукцию в Россию.

Прояснить ситуацию оказалось не так просто, поскольку, как сказал Александр Балдынюк, президент ассоциации “Укркондпром” (г.Киев; с 2009 г.; объединяет 18 производителей),

федеральная служба не предоставляет ни разъяснений, ни доказательств и не отвечает на запросы”.

Напомним, в июле 2013 г. россияне запретили поставки в свою страну кондитерских изделий корпорации Roshen (г.Киев; в состав входят Киевская, Винницкая, Мариупольская, Кременчугская фабрики (Украина);

две производственные площадки Липецкой кондитерской фабрики (РФ), Клайпедская кондитерская фабрика (Литва), компания Bonbonetti Choco (Венгрия), масломолочный комбинат “Бершадьмолоко” и племзавод “Литинский” (Украина); с 1996 г.; 7,7 тыс.чел.).

Ситуация с другими экспортерами пока неопределенная, но, как рассказал г-н Балдынюк, “по состоянию на 9 сентября две компании, не упомянутые в сообщении Роспотребнадзора,

сообщили, что российская сторона приостановила процедуру растаможивания их продукции без объяснения причин”
.

Операторы говорят, что выявление каких-либо нарушений со стороны отдельных предприятий не может являться основанием для распространения запрета на ввоз продукции в отношении других предприятий.

Тем не менее они всерьез озабочены диверсификацией рынков сбыта, ведь и до последнего решения россиян производство и реализация сладостей в Украине активно сокращались (см. “Бронежилеты, а не конфеты” на стр.39).

Дорожная карта
Возможности для диверсификации сбыта у кондитеров есть. Например, в марте этого года БИЗНЕС писал (см. статью "Мануэльная терапия"),

 что отмена Евросоюзом ввозных пошлин на кондитерские изделия за несколько лет позволит нарастить поставки сладостей в Европу до $300-400 млн в год.

Процесс хоть и медленно, но идет. Разумеется, за время действия автономных торговых преференций прорыва в этом направлении не произошло.

Пока обнародованы официальные данные по экспорту только за первое полугодие, поэтому увидеть заметный рост экспорта в ЕС сложно (пошлины отменили с июня).

Но, согласно данным Госстата, объемы реализации кондитерских изделий из Украины в ЕС выросли с 8,8 тыс.т в первом полугодии 2013 г. до 11,3 тыс.т в первом полугодии 2014 г.

Например, по словам Галины Беды, заместителя директора по экономике ПАО “Харьковская бисквитная фабрика” (входит в корпорацию “Бисквит-шоколад”; г.Харьков; 3150 чел.; объем реализации продукции в 2009 г. —  9,5 тыс.т на 684,6 млн грн.),

компания в январе — августе 2014 г., по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., на 4,4% в натуральном выражении нарастила сбыт продукции в ЕС.

Помимо особенностей маркировки продукции, сертификации для торговых сетей и др., как говорят кондитеры, чтобы экспорт на высококонкурентный рынок ЕС был успешным,

продукция должна иметь очень явные преимущества перед товаром, реализуемым на европейском рынке.

Кстати, несмотря на все сложности, некоторые украинские компании активно инвестируют в производство.

Например, по словам Оксаны Шибецкой, заместителя генерального директора ОДО “Житомирські ласощі” (г.Житомир; производство кондитерских изделий; с 1944 г.; 2,1 тыс.чел.), ее предприятие в 2013-2014 гг. инвестировало около 50 млн грн. в строительство нового цеха.

Благодаря реализации этого проекта, компания не только смогла оптимизировать технические процессы, но и модернизировала цеха предприятия в соответствии с требованиями европейских стандартов.

В начале августа корпорация “Бисквит-Шоколад” сообщила о планах инвестировать в 2014-2015 гг. EUR7 млн в развитие производственных мощностей.

Кроме того, Руслан Кавацюк, начальник отдела корпоративных дел и связей с органами государственной власти ПАО “Монделис Украина” (г.Киев; входит в состав группы компаний Mondelēz International; в Украине объединяет Тростянецкую фабрику (Сумская обл.)

и ДП ООО “Чипсы Люкс”; производство кондитерских изделий, соленых снеков; с 1994 г., до 2014 г. — “Крафт Фудз Украина”; более 1,8 тыс.чел.),

сказал, что в этом году компания продолжила свои инвестиционные программы и до конца года на фабрике в Тростянце планируется открыть еще одну линию по производству печенья. Объем инвестиций в проект компания пока не озвучивает.

Сдерживает активизацию сбыта кондитерской продукции в Европу нестабильность ситуации в нашей стране.

Некоторые европейские страны, например, Великобритания, Италия, Испания отказываются сотрудничать с нами, объясняя тем, что не могут заключать долгосрочные контракты, так как в стране ведутся военные действия.

И на наши предложения различных вариантов отсрочки платежа не реагируют
”, — сообщила г-жа Шибецкая.

Серьезные надежды отечественные производители сладостей возлагают на Казахстан. Дело в том, что 26 сентября истекает срок действия запретительных пошлин (49% — на шоколадные, 39%— на сахаристые изделия) на ввоз украинских кондитерских изделий в эту страну.

Некоторые операторы опасаются продления жестких ограничений. Хотя, по словам г-на Балдынюка, украинское правительство направит казахской стороне запрос по этим мерам.

 “Мы очень надеемся, что нам удастся избежать их продления. Казахстан должен понимать, что он не вступит в ВТО, пока такие меры будут применяться в отношении украинской продукции”, — заключил г-н Балдынюк.

Активизировались компании и на других направлениях. “По ряду ассортиментных позиций мы неплохо начали работать с Палестиной, Ираком.

Пока слабые, но надеемся, что разовьются, продажи нашей продукции в Китае (с прошлого года начали отгрузки в эту страну). По-прежнему стабильно продаем сладости в Новую Зеландию”
, — рассказала г-жа Шибецкая.

Прогноз
Сезон реализации кондитерских изделий — конец осени — декабрь. Однако вряд ли стоит ожидать, что предприятиям удастся за этот период компенсировать негативную динамику производства.

Надеемся, что влияние негативных факторов, которые сейчас оказывают давление на отрасль, удастся смягчить,

если Украина введет ограничительные меры в отношении российской кондитерской продукции, но все равно по итогам года падение производства кондитерских изделий в стране может достичь 15%
”, — считает г-н Балдынюк.

Бронежилеты, а не конфеты
Производство шоколадных изделий в Украине в январе — июле 2014 г., по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., упало на 23,7%,сахаристых кондитерских изделий — на 12,7%. Также на 18% сократилось производство печенья и пряников.

Причем производство в разных компаниях “просело” по-разному. По информации БИЗНЕСа, за семь месяцев 2014 г., по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.,

ПАО “Харьковская бисквитная фабрика” сократило производство кондитерских изделий (в натуральном выражении) на 2%, ОДО “ЖЛ” — на 14%, АО ПО “КОНТИ” — на 23%, компания “АВК” — на 24%, ПАО “Монделис Украина” — на 24%, корпорация Roshen — на 32%.

Причин этого, к сожалению, много. Это и отрезанный рынок Крыма, доля которого в структуре продаж некоторых игроков достигала 7-8%.

И постоянные перебои с поставками продукции в Донецкой и Луганской областях (с численностью населения до 8 млн чел.). “На востоке Украины сейчас могут продавать свою продукцию только самые великие переговорщики.

Потому что там не каждый может договориться, чтобы его не трогали. В Луганске, например, у нашего дистрибутора забрали 6 машин товара, вывезли со склада половину продукции еще до того, как туда попал снаряд.

В Донецке реализовывать продукцию сейчас тоже очень непросто
”, — рассказал представитель компании, пожелавший остаться неназванным.

Не следует забывать, что производственные площадки некоторых игроков расположены в зоне АТО. По данным БИЗНЕСа, группа “КОНТИ” перевезла некоторые производственные линии на свое предприятие в Курске.

Компания “АВК”, еще в марте заявлявшая о реструктуризации принадлежащей ей Луганской кондитерской фабрики, планировала переместить современные производственные линии с этой фабрики на предприятия в Днепропетровске и Донецке.

Но, насколько известно БИЗНЕСу, от источников, знакомых с ситуацией, оборудование перевезти не удалось.

Сложная ситуация в стране, разумеется, негативно влияет и на настроения, и на покупательную способность потребителей, что приводит к сокращению внутреннего потребления сладостей — продукта не первой необходимости.

Как шутят кондитеры, люди сейчас покупают бронежилеты, а не конфеты. Тем более что с учетом подорожания импортного сырья (в результате изменения валютного курса), стоимость кондитерских изделий (в зависимости от вида и компании) выросла на 25-45%.


Последние новости: