Починопочитание

Починопочитание
209

Участники рынка автосервиса бьют тревогу. Реализация услуг в январе — апреле 2014 г., по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., сократилась вдвое. Причины: снижение платежеспособности населения, невыплаты страховыми компаниями возмещения по полисам, удорожание запчастей и расходных материалов, сокращение реализации автомобилей.

Реалии

Операторы считают, что невыплаты со стороны страховщиков и прочие факторы не оказывали бы на рынок существенного влияния, если бы платежеспособность автомобилистов оставалась стабильной.

“Многие страховые компании и раньше старались не выплачивать страховые суммы и затягивали с выплатами по нескольку месяцев. Однако в прошлые годы это не оказывало такого влияния на рынок автосервиса, как в этом году. Платежеспособность большинства автомобилистов позволяла оплачивать услуги ремонта машины, не дожидаясь милости от страховой компании. Теперь же снижение платежеспособности населения, неуверенность в завтрашнем дне, а иногда задолженность по выплате зарплаты заставляют многих при страховом случае откладывать ремонт автомобиля на неопределенный срок и пересаживаться на общественный транспорт”, — говорит Никита Еременко, частный предприниматель (г.Киев; ремонт и обслуживание автомобилей; с 2000 г.; 5 чел.).

К слову, по данным Госстата, задолженность по выплатам зарплат в Украине существенно увеличилась: если в январе-феврале она оставалась стабильной (807,9 млн грн.), то в марте выросла на 23,5% (до 998 млн грн.), а в апреле — еще на 12,7%, превысив 1,1 млрд грн.

Подорожали и запчасти и расходные материалы, что автоматически увеличивает стоимость услуг. “Стоимость запчастей и расходных материалов повысилась на 15-20% по сравнению с ценами начала года. Это обусловлено как повышением валютного курса, так и попытками фиксации прибыли продавцами запчастей и “расходников”, что объясняется как желанием сохранить доходность на фоне общего роста цен, так и наличием кредитных обязательств в валюте”, — поясняет Михаил Пригорницкий, директор компании “Авторемонт” (г.Одесса; ремонт и обслуживание автомобилей; с 2005 г.; 20 чел.).

Кстати, в структуре доходов авторизованных СТО на долю запчастей и материалов приходится, по разным оценкам, 30-40%. Участники рынка считают, что стоимость запчастей и расходных материалов в ближайшие месяцы увеличится еще на 10-15% при условии, что курс валют останется стабильным.

“Темпы роста цен на запчасти и материалы ниже, чем темпы роста валютных курсов. Чтобы не отпугнуть клиентов, продавцы запчастей и материалов приняли решение повышать цены постепенно”, — говорит г-н Пригорницкий. Кроме того, многие финансовые аналитики прогнозируют, что во второй половине года инфляция ускорится под воздействием роста цен на услуги ЖКХ, продукты питания и т.д. и количество желающих ремонтировать авто уменьшится.

В апреле также значительно сократилась реализация новых авто (см. “Авторынок”), что также негативно сказалось на рынке автосервиса, поскольку уменьшилась реализация услуг по гарантийному обслуживанию. Прежде всего речь идет о машинах, которые покупают для интенсивной эксплуатации, например, в такси, где первое ТО возможно уже в месяце покупки.

Перспективы

У операторов нет единого мнения относительно перспектив рынка автосервиса. Одни считают, что апрельское сокращение реализации услуг в 2 раза — не предел, и оно продолжится. Их аргумент — покупатели доступных новых авто склонны отказываться от гарантийного обслуживания на авторизованных СТО и чаще откладывают ремонт автомобиля на неопределенный срок.

Другие же уверены, что рынок автоуслуг уже в этом году может продемонстрировать положительную динамику. Дескать, наши автомобилисты отдали предпочтение более доступным и старым авто, а значит, автомастерские не останутся без работы. Кто же будет зарабатывать на автосервисе?Доля неавторизованных  СТО на рынке автосервиса в Украине в денежном выражении, %

Многие опрошенные БИЗНЕСом респонденты полагают, что в более выигрышной ситуации оказались крупные и мелкие неавторизованные мастерские (см. “Объем...”).

Во-первых, как уже упоминалось, ввиду снижения платежеспособности заказчиков услуг, удорожания запчастей и, соответственно, обслуживания на авторизованных СТО многие автомобилисты попросту отказываются от гарантийного и постгарантийного обслуживания и уходят к неавторизованным ремонтникам. Кстати, по подсчетам игроков, услуги неавторизованных станций в среднем на 30% дешевле, чем авторизованных.

“Даже если на некоторые работы на авторизованной и неавторизованной СТО цены одинаковы, на авторизованной станции есть дополнительные услуги, которые увеличивают стоимость обслуживания. В частности, на такую СТО авто, как правило, может заехать только после мойки”, — рассказывает г-н Еременко.

Во-вторых, рост реализации подержанных авто автоматически увеличивает количество заказчиков в неавторизованных СТО.По словам большинства операторов, уже существующие неавторизованные станции вполне покроют потребности рынка. Хотя некоторые игроки считают, что в сложившихся условиях количество неавторизованных СТО может незначительно увеличиться — на 5-10%.

Их появление будет стимулировать отток клиентов от фирменных станций, а также вызванные этим оптимизацию процессов и сокращение персонала на авторизованных СТО. По словам игроков, это очередной шаг назад в развитии отечественного рынка.

“В последние 10 лет активно открывались автосалоны, а параллельно с ними строились и авторизованные СТО, соответственно, как минимум, не становилось больше неавторизованных станций. Ведь когда автомобилист покупает новую машину, его интересует, где он потом будет обслуживаться, где по гарантии смогут поменять сломавшуюся деталь машины”, — говорит г-н Пригорницкий. Впрочем, некоторые уверены, что количество неавторизованных станций за последние 10 лет почти не сократилось, чему, в частности, “поспособствовали” фирменные СТО.

“Не всегда уровень сервиса на авторизованных станциях соответствует пожеланиям клиента, в основном это характерно для СТО, ориентированных на авто среднего и бюджетного сегментов. Зато при ремонте автомобилей верхнего ценового сегмента на станции отслеживают достижения в области химии, новинки лакокрасочных материалов и т.д. Сотрудники регулярно посещают различные семинары. Ведь если на рынке появляется новинка, то кому-то нужно будет с ней работать”, — отмечает г-н Еременко.

По словам игроков, особое отношение к авто верхнего ценового сегмента у авторизованных СТО вызвано не только более высокой стоимостью услуг, но и “верностью” автомобилистов фирменным станциям.

“Даже авто верхнего ценового сегмента старше 10 лет предпочитают ремонтировать на фирменных СТО. Поскольку, во-первых, на неавторизованных станциях не всегда могут качественно провести диагностику такого авто. Пользователи этих машин, если и обращаются на неавторизованные СТО, то после диагностики на фирменной станции. Во-вторых, при последующей продаже авто покупатель, как правило, готов переплатить за машину, которая вовремя обслуживалась на фирменной станции, а не покупать “кота в мешке”, — говорит Михаил Николаенко, сотрудник компании “Автоплюс” (г.Киев; ремонт авто марки Ford, Mercedes; с 2000 г.; 15 чел.).

Иными словами, фирменные СТО планируют пережить тяжелые времена за счет авто верхнего ценового сегмента. Что касается стоимости работ, если верить игрокам, как в фирменных, так и в неавторизованных СТО, вероятнее всего, она не вырастет, поскольку в противном случае количество заказчиков услуг сократится. При этом игроки вспоминают 2008-2010 гг., когда на дорогах было много автомобилей с битыми бамперами и т.д., пользователи которых не спешили с их починкой.

Авторынок

Согласно данным компании “Авто-консалтинг” (г.Киев; анализ авторынка; с 1998 г.; 10 чел.), реализация новых автомобилей в апреле текущего года, по сравнению с аналогичным месяцем 2013 г., сократилась почти втрое — на 64%. По словам директора компании Олега Омельницкого, одна из тенденций автомобильного рынка — расслоение на “бедных” и “богатых”.

“В апреле тенденция к расслоению рынка усугубилась. Доля дорогих автомобилей (premium) за месяц увеличилась с 6,7% почти до 8%, доля автомобилей среднеценовой категории (volume) за тот же период сократилась с 47% до 42%, а доля массовых доступных авто (low cost) увеличилась с 46% почти до 50%”, — говорит он. При этом, по словам г-на Омельницкого, сейчас самой стабильной категорией можно назвать покупателей авто премиум-сегмента, которых не пугают ни валютные курсы, ни обстановка в стране.

“Такой вывод можно сделать из успешных показателей реализации Mercedes-Benz, дилерам которой удалось увеличить сбыт на 42% по сравнению с мартом. В “плюсах” оказались и дилеры BMW, Lexus, Porsche, Volvo, Acura, Maserati. А вот в среднем ценовом сегменте ситуация сильно ухудшилась, как только дилеры стали выставлять новые цены”, — поясняет г-н Омельницкий.

На рынке подержанных автотоже наблюдалось сокращение, но не такое, как на рынке новинок. По данным компании “Авто-консалтинг”, оно составило 24,5%. При этом количество сделок с “бэушными” автомобилями перевалило за 25 тыс. и стало рекордным в этом году. “Это в 2,5 раза больше, чем на рынке новых автомобилей, где в апреле было продано меньше 10 тыс.шт.”, — говорит г-н Омельницкий.

Еще одна тенденция на рынке подержанных авто — рост количества сделок и возврат интереса к авто старше 16 лет. Их в апреле реализовано почти на 23% больше. Примерно то же происходит и с автомобилями в возрасте 8-10 лет. Их сбыт в апреле увеличился почти на 21%. На рынке “бэушных” авто сократилось только количество сделок с автомобилями в возрасте 3-5 лет. Причем по сравнению с апрелем 2013 г. — втрое, на 66%.

Если существующие сейчас тенденции будут развиваться, то на наших дорогах останутся преимущественно дорогие либо бюджетные авто. Причем в основном подержанные. Наш рынок возвращается в 1990-е годы, когда его структура была примерно такой же. Были две крайности: дорогие и бюджетные авто. Другие сегменты были мало востребованны, так как средний класс только зарождался”, — сетует г-н Омельницкий.

Последние новости: