Шпаловодье

Шпаловодье
233

Несмотря на острейший в истории независимой Украины кризис, частичное блокирование железнодорожного сообщения в восточном регионе страны, захваты террористами постов электрической централизации и российскую оккупацию “куска” Приднепровской железной дороги, ГП “Укрзалізниця” (“УЗ”) ухитрилась полностью обеспечить движение грузов.

Как сообщили БИЗНЕСу в пресс-службе “УЗ”, по итогам апреля 2014 г. 100% грузовых поездов отправлены по расписанию и 99% проследовали по графику (что является обычным показателем).

Динамика

Но еще более удивительными в сложившейся ситуации выглядят показатели отечественных грузовых перевозок.

Так, по данным Госстата, за I квартал 2014 г. всеми видами транспорта было перевезено на 2,6% больше грузов, чем за аналогичный период прошлого года. При этом, по словам Алексея Андрейченко, старшего аналитика инвестгруппы “АРТ Капитал” (г.Киев; с 2000 г.; более 70 чел.), был зафиксирован прирост железнодорожных и автотранспортных грузоперевозок, тогда как трубопроводные сократились на 9%.

При этом объем железнодорожных грузоперевозок увеличился по сравнению с январем — мартом 2013 г. на 1,1% — до 102 млн т (см. “Грузовые…”). Кстати, в свете напряженной ситуации в Украине очень интересным является тот факт, что объем железнодорожных перевозок в странах СНГ за тот же период сократился на 1,2% по сравнению с І кварталом прошлого года и составил 486,6 млн т.

Впрочем, по данным “УЗ”, увеличение объема грузоотправлений продемонстрировали наименее проблемные (в тот период времени) направления. Так, на 8,4% больше грузов перевезла Южная железная дорога, на 3,2% — Донецкая, 2,9% — Юго-Западная, 2,5% — Львовская. Вполне объяснимо и снижение этого показателя на 4% частично оккупированной Приднепровской железной дорогой. Перевалка транзитных грузов через украинские морские порты, млн т

“Наибольшее влияние на динамику перевозок грузов, скорее всего, оказало оживление экспорта, что видно по детализации перевозок грузов железнодорожным транспортом, которым доставляется больше половины грузоотправлений в Украине”, — говорит г-н Андрейченко.

Действительно, в I квартале этого года среди традиционно “экспортных” видов грузов наибольший прирост обеспечили поставки зерна — на 28,1% (до 7 млн т). При этом доля зерна в общем физическом объеме железнодорожных отгрузок увеличилась почти на 2 п.п. по сравнению с I кварталом прошлого года.

Прирост “грузовых” показателей “Укрзалізниці” в январе — марте этого года был обеспечен также и увеличением на 3,5% (до 7,6 млн т) по сравнению с I кварталом 2013 г. перевозок еще одной украинской экспортной позиции — черных металлов.

“В результате в то время как общий объем железнодорожных перевозок вырос на 1,1%, внешнеэкономические перевозки в I квартале, по нашим расчетам, увеличились на 4,4% по сравнению с январем — мартом 2013 г. — до 53,3 млн т. При этом вырос именно экспорт — на 7,3% (до 35,6 млн т). Объем перевозок по украинским железным дорогам импортных грузов на конец марта составил чуть более 8 млн т, что на 2,5% меньше, чем в январе — марте прошлого года, а обслуживание “УЗ” транзитных грузов в этом периоде осталось практически неизменным по сравнению с прошлым годом. Стабильность транзита говорит прежде всего об успешной переориентации потоков с крымского направления в порты Большой Одессы (МТП “Южный”, Ильичевский морской торговый порт и Одесский морской торговый порт), что позволило сохранить объем этого вида перевозок в целом”, — поясняет Алексей Андрейченко.

Стоит отметить, что об увеличении объемов железнодорожных грузоперевозок заявили не только госпредприятия и независимые эксперты, но и частные экспедиторские компании.

“В прошлом году мы активно работали в направлении формирования долгосрочных отношений с ключевыми клиентами компании. Были согласованы и подписаны договоры стратегического партнерства, которые позволили оптимизировать перевозочный процесс”, — говорит Владимир Мезенцев, генеральный директор ООО “Лемтранс” (г.Донецк; транспортно-экспедиторские услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом; более 13 тыс. единиц собственного подвижного состава; с 1999 г.; более 700 чел.).

Правда, как следует из его слов, объемы перевозок, в отличие от “УЗ”, удалось увеличить благодаря не отгрузке зерна и металла, а наращиванию перевозок угля. “В I квартале этого года перевозки угля увеличились на 37% и составили 8,9 млн т, или более 60% в общем объеме перевезенных компанией грузов. А вот объем перевозки железорудного сырья, наоборот, сократился на 2% и составил 2,1 млн т”, — поясняет г-н Мезенцев.

Перспективы

Специалисты считают, что в краткосрочной перспективе объем железнодорожных перевозок в Украине может еще незначительно увеличиться. К примеру, они ссылаются на то, что предварительные апрельские показатели деятельности отрасли оказались выше показателей I квартала 2014 г. Скажем, по информации ГП “Укрзалізниця”, в течение апреля текущего года железные дороги Украины перевозили ежесуточно чуть более 1 млн т грузов, или 15,7 тыс. вагонов. Для сравнения: в феврале 2014 г. ежесуточно перевозилось 950,5 тыс.т грузов (14,8 тыс. вагонов), а в марте этого года — около 1 млн т грузов, или 15,5 тыс. вагонов.

Кстати, эксперты сошлись во мнении, что устойчивость работы железной дороги во многом обеспечивали все те же экспортные отгрузки зерна. По данным Министерства аграрной политики и продовольствия, по состоянию на начало мая фактические объемы экспорта достигли рекордных 30,4 млн т. Кроме того, в припортовых элеваторах (т.е. также были перевезены железной дорогой) находятся еще более 1 млн т зерновых. Структура грузовых железнодорожных перевозок в Украине, %*

В целом, по оперативным данным на конец апреля, “УЗ” перевезла 8,3 млн т зерновых грузов, что на 1,8 млн т больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом в порты, т.е. на экспорт, уже отправлено 7,6 млн т, что почти на 2 млн т больше, чем в январе — апреле 2013 г.

Кроме того, определенный оптимизм относительно перспектив развития отечественных железнодорожных грузоперевозок внушает и прогноз агентства Standard & Poor’s (S&P; г.Нью-Йорк, США; международное рейтинговое агентство; с 1860 г.; представлено в 25 странах мира) о том, что в течение 2014-2015 гг. повышения тарифов на перевозки украинскими железными дорогами ожидать не стоит.

В результате, отмечается в отчете S&P, “базовый сценарий на 2014-2015 гг. определяется следующими допущениями: незначительный прирост объемов грузоперевозок; нулевое повышение тарифов; рентабельность по EBITDA на уровне 21-23%; капитальные расходы в размере примерно 6 млрд грн. в год”.

Аналитики считают, что “УЗ” будет вынуждена отказаться от практики повышения тарифов в связи с ослаблением финансовой поддержки со стороны государства и необходимостью более активно использовать рыночные методы конкуренции (в том числе и отказ от повышения тарифов).

В то же время, полагает Алексей Андрейченко, при прогнозировании ситуации на рынке грузовых железнодорожных перевозок нельзя закрывать глаза на негативные тенденции, которые проявились в начале этого года. В частности, по его мнению, особого внимания заслуживает тот факт, что внутренние железнодорожные перевозки в январе — марте уменьшились на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. “Такая динамика характерна для низкого внутреннего спроса, при котором сокращаются как внутренние перевозки, так и импорт комплектующих и сырья для работы отечественной промышленности”, — подчеркивает эксперт.

Иными словами, при любом затруднении экспортных отгрузок или сокращении транзитных потоков (а снижение перевалки транзитных грузов в портах уже наблюдается — см. “Перевалка…”) показатели работы железнодорожной отрасли незамедлительно пойдут вниз.

Тем более что и причины для этого существуют. Как отмечает г-н Андрейченко, “последний этап эскалации напряженности на востоке Украины сопровождается срывом работы промышленных предприятий”. В частности, приостановлена работа химических комбинатов, под угрозой остановки оказались некоторые металлургические заводы и угольные шахты. Не стоит забывать и о том, что основными “транзитерами” для украинских железных дорог являются российские экспортеры угля, нефтепродуктов и руды.

Увы, но весьма неприятные для Украины “сигналы” посылают и участники мирового зернового рынка. “Международные торговые компании пока воздерживаются от масштабного заключения форвардных договоров на поставку украинского зерна в связи с нестабильностью политической ситуации. Из-за высокого риска боевых действий в южных и восточных регионах Украины, через порты которых вывозится львиная доля украинского зерна, крупные транснациональные корпорации в договорах поставки указывают происхождение зерна как “причерноморское”. Таким образом, они хеджируют возможные риски и диверсифицируют регионы поставки (в регион Черного моря по поставкам зерна входят РФ, Румыния и т.д.)”, — поясняет Александр Одосий, начальник отдела АПК ГП “Держзовнішінформ” (г.Киев; аналитика, исследования, консалтинг в сфере производства, торговли, потребления, менеджмента и стратегического планирования; с 1996 г.; 70 экспертов).

Если вспомнить, что именно экспорт зерна стал одним из поддерживающих украинские грузовые железнодорожные перевозки факторов в начале этого года, то сложившаяся ситуация может, в конечном итоге, привести к стагнации отрасли.

Последние новости: