Эмиссия невыполнима

Эмиссия невыполнима
283
Обнародованный недавно текст Меморандума об экономической и финансовой поддержке между Украиной и Международным валютным фондом пролил свет на взятые НБУ обязательства.

Отметим, что председатель Нацбанка Валерия Гонтарева очень часто ссылается на этот документ, отвечая на неудобные вопросы.

Дескать, возможности регулятора ограничены программой МВФ. Что же конкретно предусматривает эта программа, до последнего времени содержалось в тайне, по крайней мере, украинской стороной.

Только сейчас, по прошествии нескольких месяцев, регулятор обнародовал столь важный документ (пусть и “неофициальный” его перевод и не в полном объеме),

который от Украины 18 августа (после первого пересмотра) подписали Президент, премьер-министр, председатель НБУ и министр финансов.

Резервный потолок
Одним из основных критериев (“маяков”) программы МВФ является необходимость сохранения золотовалютных резервов — т.е. поддержание на определенном уровне чистых золотовалютных резервов (ЧЗР).

В технической части Меморандума приведена подробная формула расчета этого показателя. Однако, если говорить упрощенно, чистые резервы — это активы, сформированные из собственных, а не заемных ресурсов страны.

То есть в нашем случае из валовых резервов, которые по состоянию на 1 сентября составили $15,8 млрд (см. “Золотовалютные...” на стр.23), необходимо вычесть обязательства НБУ перед иностранными кредиторами, в частности перед самим МВФ.

Сейчас ЧЗР составляют около половины валовых (совокупных) резервов. При этом на начало апреля чистые резервы Украины оценивались Фондом примерно в $11 млрд.

Как уже неоднократно говорилось, соблюдение этого критерия очень ограничивало возможности регулятора в части поддержки национальной валюты за счет интервенций.

В Меморандуме отмечается, что по состоянию на конец мая Нацбанк удовлетворял данному критерию, однако на конец июля это сделать уже не удалось.

Не исключено, что именно это стало причиной столь существенной задержки в предоставлении Украине второго транша кредита МВФ (см. статью "Цены нет").

И, видимо, именно поэтому регулятору пришлось взять на себя неподъемные обязательства, пообещав до конца 2014 г. купить на рынке $1 млрд.

При этом в качестве так называемого предварительного условия до выделения транша (4 сентября) НБУ пообещал купить на рынке $200 млн, чтобы довести ЧЗР до $7,7 млрд.

Кроме того, регулятор пообещал приложить все усилия, “чтобы строго ограничить продажу валюты центральным органам госуправления и НАК “Нафтогаз України”.

Исключением могут стать лишь единичные крупные операции, которые предусмотрены в Меморандуме. Примером такой сделки является грядущая продажа валюты НАК “Нафтогаз України”.

Кстати, $3,1 млрд уже зарезервированы для НАК на специальных счетах НБУ. Остается вопрос: учитывается ли данная сумма в объеме резервов на 1 сентября?

Так или иначе, но Меморандумом предусмотрена наибольшая допустимая “просадка” ЧЗР почти на $3,8 млрд именно в сентябре.

Какие-либо еще существенные изменения данного показателя до конца года не планируются.

Опрошенные БИЗНЕСом аналитики не считают требования Меморандума относительно ЧЗР каким-то догматом, нарушение которого может иметь негативные последствия для продолжения финансирования.

 “Если Запад не хочет оказывать нам военную помощь, то ему придется раскошелиться еще больше, чтобы не потерять Украину.

Я уже давно говорил, что объемы финансирования в рамках программы должны быть существенно увеличены
”, — поясняет известный аналитик, пожелавший в данном случае остаться неназванным.

Кроме того, Нацбанк пообещал МВФ содействовать беспрепятственному функционированию валютного рынка, а также анонсировал постепенное снятие ограничений, как только давление на курс уменьшится.

В Меморандуме также содержится обязательство регулятора не гнаться за дополнительными полномочиями для борьбы со спекулянтами (см. статью "Взяли за живое"):

Мы будем противостоять давлению по внесению изменений в законодательство, направленных на расширение полномочий НБУ в части применения санкций на валютном и денежном рынках”.

 Тем не менее сейчас действует целый ряд жестких административных ограничений, которые совершенно не вписываются в концепцию МВФ (например, см. стр.26).

Подверглись стрессу
Еще один блок вопросов в договоренностях между НБУ и МВФ касается стресс-тестирования крупных отечественных финучреждений.

Напомним: Нацбанк обязался завершить анализ результатов диагностического обследования 15 крупнейших банков до 31 августа, разослав им письма с требованием увеличить капитал, основанным на результатах аудита.

Однако данное обещание не было выполнено: регулятор почему-то взял паузу… Отметим, что тестирование было изначально непрозрачным.

В начале августа в ходе встречи с журналистами Валерия Гонтарева отрапортовала, что результаты стресс-тестирования не содержат неожиданностей:

Не всем банкам понадобится докапитализация, некоторым — очень незначительная. В частности, не всем российским банкам и не всем украинским госбанкам нужна докапитализация”.

 Глава НБУ также добавила: потребность в дополнительном капитале не превышает 15 млрд грн. Это та сумма, которую МВФ разрешил государству направить на рекапитализацию банков.

При этом г-жа Гонтарева уточнила, что речь шла не совсем о стресс-тестировании, а об оценке качества активов (asset quality review).

Дело в том, что в классическом виде стресс-тестирование показывает изменение показателей банка при реализации определенных сценариев, т.е. носит прогнозный характер.

Например, что будет с банком при девальвации валюты на 20%? В нашем же случае обследование банков началось после 50%-ной девальвации гривни — почти до 12 грн./USD.

Дальнейшая девальвация тогда считалась маловероятной. Поэтому основной целью аудита, очевидно, была оценка достаточности капитала банков в ретроспективе — постфактум.

Однако тестирование закончилось, а девальвация с успехом продолжилась. Официальный курс достигал 13,9 грн./USD, сейчас — около 13 грн./USD.

Понятное дело, что итоги стресс-тестов могли утратить актуальность, а реальная потребность банков в дополнительном капитале — скорее всего, существенно увеличиться.

Нацбанк даже вынужден был принять постановление, которым узаконил нарушение банками нормативов вследствие очередного витка девальвации (см. ссылку на статью "Цены нет").

Недавно в прессу просочилась информация о том, что лишь пять банков из
15 крупнейших не нуждаются в капитализации.

Финучреждения, которые не вошли в передовую “пятерку”, начали опровергать слухи в индивидуальном порядке.

В частности, УкрСиббанк (г.Киев; с 1990 г.; 7 тыс.чел.) заявил, что аудиторы, проводившие диагностику финучреждения, подтвердили достаточность капитала.

Распространенные в СМИ слухи о якобы выдвинутых Нацбанком требованиях к докапитализации УкрСиббанка являются необоснованными.

На самом деле УкрСиббанк успешно прошел стресс-тестирование и получил от приглашенных аудиторов подтверждение достаточности капитализации банка
”, — говорится в сообщении пресс-службы банка.

Вынужден был прокомментировать всплывшую информацию и Нацбанк. В прошлый вторник, 16 сентября, на своей официальной странице в сети Facebook регулятор сообщил:

По предварительным оценкам стресс-тестирования 15 крупнейших банков, объемы их докапитализации вполне реальны.

В частности, у нас есть конкретные планы и взаимопонимание в отношении ситуации с крупнейшими системными банками, оказывающими существенное влияние на банковскую систему
”.

По словам первого заместителя председателя НБУ Александра Писарука, у вкладчиков вообще не должно быть сомнений по поводу достаточности капитализации госбанков.

Что касается банков с иностранным участием, то, по его мнению, вопрос о их докапитализации при необходимости будет решен быстро.

 “Несмотря на очевидную потребность отдельных банков в докапитализации, речь совершенно не идет о зачислении их в категорию неплатежеспособных”, — заверил г-н Писарук.

Чиновник также признал, что официально результаты стресс-тестирования правлением Нацбанка пока не утверждены и сейчас ведется их “тщательная проработка”. Кстати, продолжается диагностика еще 20 крупных банков.

Деньги на базу
Еще один индикатор, за который отвечает НБУ и за которым пристально следит МВФ, — денежная (монетарная) база. На начало апреля она немного превышала 329 млрд грн.

К началу сентября этот показатель увеличился на 3,6%, или на 12 млрд грн.,
— до 341 млрд грн. До конца 2014 г. прирост монетарной базы не должен превышать 63,2 млрд грн., т.е. допускается общий прирост около 19%.

Как видно, еще есть куда расти без риска упереться в “потолок”. В связи с этим отметим: недавно Совет НБУ утвердил Основы денежно-кредитной политики на 2015 г.

Этот документ был разработан на основании программы сотрудничества с МВФ. Планируется, что в следующем году монетарная база увеличится еще на 20% при инфляции на уровне 9%.

Прогнозные значения согласованы соответствующими органами государственной власти Украины и МВФ в рамках программы stand-by.

Как отметила председатель НБУ, регулятор решительно настроен придерживаться принятых в соответствии с этой программой обязательств
”, — говорится в сообщении НБУ.

Предполагается, что стратегия в сфере денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе будет основана на применении механизмов инфляционного таргетирования.

В этом ключе на первый план должно выйти поддержание ценовой стабильности. Также предусматривается использование гибкого обменного курса, который формируется на основе соотношения рыночного спроса и предложения.

Согласно тексту Меморандума, НБУ взял на себя обязательство создать все необходимые условия для полноценного внедрения инфляционного таргетирования до середины 2015 г.

В частности, речь идет о том, что учетная ставка реально станет основным инструментом монетарной политики.

В Меморандуме содержится еще целый ряд весьма размытых требований к действиям и политике Нацбанка.

В частности, для внедрения инфляционного таргетирования в структуре регулятора должен быть создан комитет по монетарной политике, а функции разработки денежно-кредитной политики отделены от функций ее реализации.

Уже до октября текущего года в Нацбанке должен быть создан специальный кредитный комитет для надзора за операциями предоставления ликвидности (рефинансирования).

В среднесрочной перспективе регулятор должен будет передать осуществление операций рефинансирования подразделению, не входящему в структуру банковского надзора.

Кроме того, планируется усилить координацию действий между НБУ и Фондом гарантирования вкладов физических лиц.

При этом Фонду необходимо будет предоставить больше возможностей для эффективной ликвидации обанкротившихся банков.

Также в документе акцентируется внимание на усилении независимости НБУ. Власти, в частности, пообещали прекратить корректировку сумм, которые Нацбанк должен перечислять в бюджет.

Кстати, согласно Меморандуму, практика авансовых перечислений в госбюджет “прибыли” регулятора (доля “прибыли” НБУ в доходах госбюджета постоянно растет; см. статью "Неликвиды". — Ред.) также должна быть искоренена.

Кроме того, до конца 2014 г. Кабмин должен полностью возместить Нацбанку SDR913 млн, или $1,4 млрд.

Дело в том, что на такую сумму Нацбанк в начале года погасил обязательства Минфина перед МВФ.



Последние новости: