Полуостров

Полуостров
201
Кроме попыток принятия (иногда успешных, иногда — не очень) целого ряда знаковых политических и экономических законопроектов (о санкциях, о газотранспортной системе, о выборах народных депутатов; см. стр.5, 10, 11), минувшая неделя в украинском парламенте ознаменовалась еще и странными плясками (см. “Танцы народов Крыма”)

вокруг голосования за злополучный “крымский” законопроект №4032а “О налоговом и таможенном контроле в свободной экономической зоне Крыма и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины” (см. статью "Беспардонность").

Напомним: в первом чтении проект был принят 19 июня с одновременным утверждением сокращенных сроков его подготовки ко второму чтению. Однако, в итоге, сокращенные сроки существенно удлинились — прежде всего ввиду качества редакции проекта, принятого в первом чтении.

Она, по сути, предусматривала блокирование любых связей между крымскими и материковыми украинскими предприятиями. Последствием чего могли бы стать разорение и остановка десятков предприятий на территории как Крыма, так и материковой Украины,

а также последующая продажа крымских предприятий российскому бизнесу по бросовым ценам. Кроме того, законопроект предусматривал специфическую процедуру “эвакуации крымского бизнеса”.

Ко второму чтению значительную часть “нехороших” норм проекта коренным образом переписали. Например, были существенно минимизированы бюд­жетно-финансовые риски, связанные с “эвакуацией бизнеса”.

Вместо полного освобождения от уплаты таможенных платежей при ввозе из Крыма любого (!) товара под видом “эвакуации бизнеса” освобождать предлагалось только основные средства,

а также малоценные и быстроизнашиваемые предметы, которые были на балансе предприятия по состоянию на 01.01.14 г. и вывозятся для дальнейшего использования в хозяйственной деятельности.

В состав расходов предлагалось включать не любой объем ничем не подтвержденных расходов, связанных с эвакуацией, а лишь документально подтвержденные расходы и т.п.
Препоны для сотрудничества матери­ковых и крымских предприятий, правда, оставались.

Главная из них — на совести Нацбанка, настаивающего на запрете любых форм расчетов между материком и полуостровом. При повторном втором чтении она была удалена из законопроекта.

Однако у Нацбанка достаточно полномочий, чтобы ввести подобные ограничения самостоятельно. Другое дело, что соответствующее постановление и отменить будет проще, чем закон, и провести политически сложнее.

Впрочем, даже в случае его принятия схемы обхода этого запрета бизнес найдет — либо посредством проведения расчетов через Россию или третьи страны, либо путем расчетов векселями, уступки долга и т.п. Это, видимо, сделает процесс более дорогим, но не убьет бизнес на корню.

Еще одно узкое место, по которому также удалось найти общий язык 14 августа (см. “Танцы…”), — выдача сертификатов происхождения товаров. В ЕС уже дали понять, что не будут против выдачи крымским производителям украинских сертификатов при возможности подтверждения производства товаров в Крыму.

В законопроекте же от 12 августа в отношении выдачи сертификатов сохранялась неоднозначность, а окончательное решение отдавалось на откуп таможне.

В итоге, авторы согласились выдавать их в порядке, предусмотренном законодательством, т.е. Таможенным кодексом и международными соглашениями.
Практически ура!

Танцы народов Крыма
Верховная Рада 12 августа приняла Закон (законопроект №4032а) в целом 227 голосами. Однако к концу того же пленарного дня народный депутат Игорь Еремеев выступил с трибуны с обличительным спичем:

Во время голосования к нам подошли журналисты, и была информация, что когда голосовали за законопроект №4032а, то были случаи, когда народные депутаты голосовали за других, т.е. не своими карточками. Просим этот Закон поставить на переголосование”.

 Поначалу председатель Верховной Рады Александр Турчинов, сославшись на Регламент, отказал в возможности повторного голосования. Однако к четвергу вдруг “прозрел”: первым же вопросом, рассматривавшимся 14 августа, оказалось голосование за вышеупомянутый законопроект.

Нужного количества голосов он не набрал. После чего был благополучно направлен на повторное второе чтение. Ждать пришлось недолго — до вечера того же дня. И на сей раз — победа: 237 голосов.

При этом главный автор законопроекта Сергей Терехин, который весьма неохотно шел на уступки при попытках правки его редакции, сам же объявил с трибуны, что все замечания учтены.

Поговаривают, что вышеописанная “карусель” с принятием законопроекта случилась из-за того, что некоторые положения подготовленного первоначально ко второму чтению текста законопроекта не устроили одного украинского миллиардера, последние несколько месяцев обитающего в Австрии.

Косвенным подтверждением этого факта является то, что при голосовании, состоявшемся 12 августа, фракция “УДАРа” не отдала за законопроект ни одного голоса!

Собственно, внезапная щепетильность одного из лидеров депутатской группы “Суверенная европейская Украина” Игоря Еремеева (изначально группа дала семь голосов “за”) тоже из разряда таких же подтверждений.
Последние новости: