Среда необитания

Среда необитания
239
Кабмин подготовил проект Концепции реформирования налоговой системы Украины (см. статью "Наложный вызов")

и законопроект “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения условий ведения бизнеса”.

Впрочем, за пафосными названиями документов скрывается намерение еще больше усилить фискальное давление, что не может способствовать улучшению условий ведения бизнеса.

Два в одном
Проект Концепции завернут в красивую обертку под названием “Сокращение количества налогов и сборов”.

Вместо существующих 22 налогов и сборов планируется оставить вроде бы девять. Однако на самом деле речь идет отнюдь не о реальном сокращении, а об уменьшении количества наименований путем объединения разных налогов.

Например, сбор за первую регистрацию транспортного средства, экологический налог (с топлива), сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электро- и тепловую энергию,

кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками, планируется отменить.

Но взамен готовится изрядное повышение ставок акцизов, которые эту отмену с лихвой компенсируют государству.

Плату за пользование недрами, сбор за пользование радиочастотным ресурсом и сбор за специальное использование воды предлагается просто назвать рентной платой, ничего не меняя.

Понятно, что результатом таких псевдореформ может быть только ухудшение существующей системы администрирования — в частности, за счет увеличения количества приложений в налоговой отчетности и т.п.

Большая разница
Реализуя Концепцию в законопроекте, авторы пошли на существенное сближение налогового и бухгалтерского учетов — количество налоговых разниц предлагается сократить с 49 до трех

(амортизация, формирование резервов, финансовые операции — операции с ценными бумагами, процентные потери).

Это теоретически могло бы привести к более справедливому налогообложению прибыли. Однако параллельно предлагается вернуться к практике квартальной отчетности по налогу на прибыль, что никак не способствует заявленному сближению учетов.

О вредных привычках
Еще одно предложение касается существенного повышения ставок акцизов на почти все подакцизные товары — хотя в последнее время повышения ставок производились едва ли не ежеквартально, что загнало изрядную часть рынка подакцизных товаров в тень.

 Серьезным ноу-хау можно назвать предложение о введении дополнительного акцизного налога с конечной продажи алкогольных и табачных изделий, который, по идее авторов, должен зачисляться в местные бюджеты.

Забота о местных бюджетах выглядит, безусловно, трогательно. Однако, во-первых, с учетом серьезного повышения основных ставок акцизов эффект от введения дополнительного налога может выразиться опять-таки в увеличении тенизации рынка, а не бюджетных поступлений.

Во-вторых, по своей экономической сути, это никакой не акциз, а классический налог с продажи.

Так что вместо сокращения количества налогов Кабмин де-факто предлагает его даже увеличить.

Намерение же включить в базу налогообложения дополнительным акцизом НДС вообще противоречит базовым принципам налогообложения и является плодом чьей-то нездоровой фантазии.

Нежилье мое
Но главная новация, которая затмевает все описанное выше, — намерение ввести налогообложение объектов коммерческой (нежилой) недвижимости на уровне до 2% размера минимальной зарплаты (что сейчас составляет 24,36 грн.) за 1 кв.м в год.

Реализация этого намерения делает практически бессмысленной любые реформы, связанные с налогообложением прибыли.

Бизнесу под видом налога на коммерческую недвижимость, по сути, предлагается платить налог на… убытки — ведь новый платеж никоим образом не будет зависеть от успешности ведения бизнеса.

Авторы идеи введения нового налога, якобы заботящиеся об улучшении условий ведения бизнеса, поленились придумать хоть какое-то вменяемое обоснование своей идеи.

Не пришла им в голову и мысль о возможной дифференциации ставок нового налога в зависимости, например, от видов деятельности и т.п.

Очевидно, что реализация идеи введения налогообложения объектов коммерческой недвижимости обернется окончательным разрушением целых отраслей промышленности.

Перестанут существовать судо-, авиа-, ракетостроение и т.д. Кому и для чего это нужно, остается только догадываться.

Тем не менее законопроект “О внесении изменений…”, поговаривают, уже получил личное одобрение главы правительства Арсения Яценюка и ожидает формального одобрения на заседании Кабмина.

Село — не люди
Крупных аграриев (объем выручки от реализации продукции у которых превышает 20 млн грн.) предлагается все же лишить права пребывания на специальной системе налогообложения.

Попытку протащить это изменение Кабмин недавно предпринимал, однако не смог устоять под нажимом аграрного лобби в Верховной Раде.

Но, видимо, никуда от этого не деться: МВФ совершенно однозначно требует отменить льготный режим для крупных игроков аграрного рынка, ставя в прямую зависимость от этой отмены возможность выделения следующего транша.


Последние новости: