10 вопросов Евгению Березницкому,

10 вопросов Евгению Березницкому,
393

галеристу, куратору Kyiv Art Week, о новой культурной стратегии, частных коллекциях и манипуляциях в культуре

1. В чем состоит концепция Kyiv Art Week?
— Kyiv Art Week — это площадка для обмена смыслами и активного взаимодействия культур. Именно культура и является тем самым универсальным языком, благодаря которому одна нация становится интересной и понятной другой. И мы надеемся, что именно интенсивный культурный диалог станет определяющим фактором влияния в деле признания Украины носителем европейских ценностей.

2. Чем Kyiv Art Week отличается от аналогичных форматов в Лондоне, Париже?
— Мы не стремимся изменить формат, а обогащаем его альтернативным содержанием. Мы сфокусировались на восточноевропейском векторе, так называемом “интермариуме”. Наши культуры имеют давние традиции взаимного влияния, и исторический диалог, нарушенный имперским колониальным влиянием, должен быть восстановлен.

3. Сейчас модно открывать арт-пространства, чем обусловлен этот тренд?
— В обществе сформировался запрос на культурное развитие. Люди путешествуют, черпают информацию из соцсетей и медиа, и возникает вопрос: “Почему у них есть, а у нас нет?”.

Есть также весьма важный нюанс — статус бенефактора, или мецената для накопления “социального капитала” и исправления репутационных проблем. Некоторые неглупые владельцы состояний, “нажитых сомнительным путем”, в корне меняют свой имидж не только в Украине, но и за ее пределами.

4. Какой он — коллекционер современного искусства?
— Сейчас значительно больше внимания уделяется современному искусству — благодаря ментальной трансформации, которая едва наметилась и поступательно ведет общество от консервативных и псевдотрадиционных взглядов к актуальному видению и ощущению момента современности. Кроме того, запущен механизм саморегуляции арт-рынка: искусственно раздутые цены упали, и это создало условия для возникновения нового поколения коллекционеров.

5. Как вы оцениваете украинский культурный пласт?
— Украинский культурный пласт слишком зацик­лен на самом себе. Бесконечное восхищение украинской традиционной культурой в мире, за крайне редким исключением, — не более чем бессовестная манипуляция во имя собственных прагматичных интересов.

Новой стратегией должен стать многовекторный диалог, направленный на создание в Украине платформы представительства культур. Это такая своеобразная “культурная инъекция”: активизация внутренних процессов через знакомство с позитивными примерами извне.

6. Тема декоммунизации коснулась сферы искусства? Что бы вы сохранили из той эпохи?
— Я мечтаю о музее тоталитарного искусства. Человек должен иметь доступ к историческим артефактам и возможность оценить период на собственном чувственном опыте.

7. Какие темы наиболее популярны у современных украинских художников?
— Всегда есть конъюнктура: сейчас — это эксплуатация темы войны и Майдана. Это чистое свинство — отдавать настоящие чувства в жертву желанию “засветиться”. Мне интереснее следить за художниками, которые работают с темами вне сиюминутной реакции, обращаются к экзистенциальным проблемам, к образам значительно более высокого порядка, без прямых отсылок.

8. К вам обращаются с запросом об организации частной коллекции?
— Институт арт-консультиро­вания пока находится в зачаточном состоянии. Еще остался рудимент с негативными последствиями — “выйти напрямую на художника — так точно дешевле”. Это снижает цену на предметы искусства, не позволяет коллекции наращивать инвестиционный потенциал и разрушает основы развития арт-рынка.

9. Как бороться с плагиатом? Сложно ли искать новые решения и сюжеты, когда все уже сделано
и предложено?

— Сейчас наступило время интеллектуальной собственности. Необходимо ликвидировать правовую безграмотность и привить творческим единицам навыки формализации своих притязаний.
Что касается поиска способов воплощения своих творческих замыслов, то, несмотря на кажущуюся насыщенность, источники вдохновения неисчислимы, темы неисчерпаемы, а технологии создают новые возможности.

10. Как начинающему художнику лучше всего заявить о себе?
— Есть два долгих и тернистых пути. Первый — найти галерею, которая оценит творчество художника и будет готова заниматься его продвижением. Второй — путь некоммерческого художника, который требует поиска грантов и резиденций, серьезных коммуникационных навыков и основательного интеллектуального потенциала.

Последние новости: