“Человека, который полагается только на себя, никто не может предать”

“Человека, который полагается только на себя, никто не может предать”
340
Юрий Наврузов, идеолог и практик harsh-менеджмента:

Усилиями популяризаторов романтического менеджмента концепция делегирования очаровывает все большее количество акционеров и высших руководителей, превращаясь в модный тренд. К сожалению “очарованных”, при этом никто не говорит о непрерывно растущем количестве случаев фиаско делегирования, получившем нелицеприятное название “персоналозависимость”.

Печальный пример. Собственница одной крупной региональной компании последовала моде и, подустав от ежедневных управленческих усилий, начала реализовывать идею делегирования: только преданным и проверенным, опытным и ветеранам.

С течением времени эта немногочисленная группа близкого окружения владелицы получила большую часть полномочий хозяйки. И все было чинно и благородно, пока не разра­зился мировой кризис. Рыночная среда нашей компании изменилась настолько радикально-негативно, что к началу 2009 г. вопрос о сокращениях встал ребром.

Первые столкновения номинально-юридической хозяйки бизнеса с фактическими владельцами компании касались персоналий увольняемых. Разумеется, раздосадованная и разозленная, собственница решила-таки восстановить статус-кво и показать, кто в доме хозяин.

Увы! Фактические владельцы, к тому времени контролировавшие все звенья бизнеса, эти бывшие соратники и члены команды, преданные ветераны и надежные профи, скатились до… шантажа. Да, именно! А как прикажете понимать угрозу: “Мы заберем всех клиентов, и… адью, мадам”?

Сразу замечу, в предположении, что все люди честны, благородны, воспитаны, искренни и, даже оступившись или ошибившись, придут с повинной и покаются, есть изъян. Ведь на самом деле дело обстоит с точностью до наоборот: следуя Никколо Макиавелли, “о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива”.

Лицемерно втираясь в доверие и стремясь к обману ради наживы, подчиненные, получив полномочия, формируют так называемые “зоны комфорта”, впоследствии расширяя их до “очагов злоупотребления и афер”.

А в это время акционеры, руководители, считая, что, передавая полномочия, они весьма удачно “грузят и разводят на допработы персонал”, расширяя зоны ответственности без адекватной доплаты, предпочитают пребывать в уверенности, что они — самые умные дипломаты и тонкие манипуляторы. Опасное заблуждение! Помните цитату из известного фильма: “Если за покерным столом ты не замечаешь лоха, значит, лох — ты”.

Первое, что требуется сделать, — это выработать адекватные установки. Забудьте о перемирии! Как только начался шантаж и прозвучали первые угрозы — значит, начало боевым действиям положено. Боевым, подчеркну! Поэтому адекватная установка акционера или директора — это установка на войну.

Второе. Ни в коем случае не использовать открытые угрозы и избегать прямых столкновений с шантажистами. До поры до времени ваша стратегия — это лисья хитрость и изворотливость. Главная цель — максимально скрытно подготовить собственное наступление. Для этого нужно изучить тылы и выявить противоречия в стане врага.

Среди “тылов” следует искать обиженных несправедливостью своих лидеров, а также амбициозных карьеристов, и делать таким сотрудникам предложения, от которых им трудно будет отказаться. Лесть, испуг, надежда, месть — эти и им подобные “золотые ключики” откроют для вас потаенные уголки их продажных душ.

Каким бы монолитным ни казался строй ваших противников, знайте, в нем всегда есть бреши. Ваша задача — выявить их, а затем на этих противоречиях умело сыграть, вбить клин между шантажистами, посеять семена недоверия и паники.

Третье. Потребуются информаторы. Их необходимо использовать в трех направлениях: собирать компромат, выявлять действующие схемы злоумышленников и их слабые места, находить потен­циальных бойцов из числа держащих нейтралитет и ставить их в свои ряды.

Что еще входит в подготовку к будущим боевым действиям? Смирившись с тем, что захватчики будут и дальше диктовать свою волю в некоторых вопросах, вам следует последовательно сужать зоны их влияния. Каким бы парадоксальным это ни кажется, но очень эффективным приемом является… продвижение.

Да, именно! Идя навстречу требованиям, вы создаете совет директоров, вводите в него ключевые фигуры из рядов противника и тем самым… удаляете их от дел, одновременно загружая новыми обязанностями, чтобы максимально оторвать этих людей от реалий. Как обессилел Антей, потеряв связь с землей, так и они станут менее опасными врагами, будучи приближенными к вам.

Ну а дальше — азбука офисных войн: назначаете каждому своего заместителя и в один прекрасный момент увольняете неугодного. Подведя под увольнение всех зачинщиков, акционер очищает ряды работников и сохраняет действующий бизнес.
Quod erat demonstrandum.


Последние новости: