Дать крен

Дать крен
499
В ответ на многочисленные просьбы читателей БИЗНЕС планирует на протяжении всего года публиковать статьи-лекции, последовательно освещающие основные вопросы бизнес-администрирования. Своеобразный “журнальный” курс МВА будет включать как элементы теории, так и практические кейсы отечественных компаний, иллюстрирующие тот или иной теоретический аспект.

Мы также намерены привлекать к “преподаванию” в нашей импровизированной
БИЗНЕС-школе ведущих отечественных и мировых ученых, менеджеров, консультантов и экспертов. И для разнообразия проводить различные интерактивные выездные и редакционные мероприятия.

Первая тема, которую мы предлагаем вниманию читателей, касается основ кризис-менеджмента.
Хотя это немного и не соответствует классической схеме преподавания менеджмента, которое принято начинать с главного — общей стратегии. Но актуальность антикризисных стратегий, на наш взгляд, сейчас сомнений не вызывает.

Пребывая в перманентном кризисе со времен краха американского ипотечного рынка, подтолкнувшего мир к краю финансовой пропасти, украинский бизнес попал еще и в зону социально-политической турбулентности, созданной внутренними преобразованиями и внешней агрессией.

Некоторым кажется, что эта “болтанка” не закончится никогда. На самом деле, это всего лишь тяжелый переход от одного состояния к другому, в случае нашей страны — более прогрессивному. Главное — знать, что происходит, и не потерять управление в самый сложный момент.

И потому первый урок посвящен тому, что, образно говоря, нужно знать о видах “заноса”, чтобы удержать в нем “машину”.


Развитие любого “живого” объекта, любой системы в природе или в человеческом обществе (личность, бизнес, политика) — это непрерывная синусоида жизненных циклов, включающая разного масштаба взлеты и падения.

И любое маломальское нарушение стабильности в этом процессе, сопровождаемое переменами, именуется “кризисом”. Надо заметить, этимология слова “кризис” дошла до нас из глубины веков — с древнегреческого переводится как “решение, поворотный пункт”.

Сейчас определение понятия “кризис” расширилось и применяется к любому резкому переходу, ко всем переменам, воспринимаемым как нарушение непрерывности. Применительно к жизни кризис определяется как нарушение, изменение в худшую сторону одного или нескольких параметров, характеристик какой-либо системы: человека, группы людей, организации, экономики, экологии, устройства общества в целом.

 Проще говоря, это состояние системы, при котором она не способна жить дальше, не претерпевая некоторых внутренних изменений. Отсюда и волнообразная динамика циклического развития, когда любая система проходит путь от рождения до смерти и последующих преобразований.

По большому счету, кризисы начинаются, когда потенциал прогресса главных элементов системы в основном исчерпан и уже родились и вступили в борьбу элементы новой системы, представляющей будущий цикл развития. Но они могут возникать и как случайный результат (стихийное бедствие, крупная ошибка и т.д.). Тем не менее при всей своей болезненности кризисы — необходимый элемент прогресса. Они выполняют три важнейшие функции:

  • разрушительную — резко ослабляют и способствуют устранению устаревших элементов господствующей, но уже исчерпавшей свой потенциал системы;
  • созидательную — расчищают “дорогу” утверждению первоначально слабых элементов новой системы, будущего цикла;
  • наследственную — испытывают на прочность элементы системы, которые аккумулируются и становятся основой будущей системы.
При этом выделяют следующие понятия: кризисная ситуация и кризисное состояние. Кризисная ситуация — это любое отклонение от привычного режима функционирования системы или отдельного ее элемента, вызывающее стрессовые реакции.

Кризисное состояние организации — явление с признаками необратимости отдельных процессов, вызванных кризисной ситуацией, требующих масштабного вмешательства для предупреждения их перерождения в кризис.

Кризисная ситуация как явление характеризуется тремя важными свойствами: силой (чем больше отрицательное отклонение от нормального состояния системы, тем это состояние сильнее), масштабом (чем большая часть системы находится в кризисном состоянии, тем обширнее его распространение) и длительностью (чем дольше система находится в кризисном состоянии, тем более серьезными могут оказаться его негативные последствия).

Суровая неизбежность
Вся деятельность человека направлена на удовлетворение его интересов, которые неравномерно и непропорционально изменяются. Интересы даже отдельного человека пребывают в постоянном противоречии, что уж говорить о социальных группах. Именно это лежит в основе всех кризисов в социально-экономической сфере.

Экономическая теория определяет кризис как состояние макро- или микроэкономики, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего в экономических системах возникают непредсказуемые ситуации и проблемы.

Кризис — объективное явление в социально-экономической системе, в основе функционирования и развития которой лежит управляемая деятельность человека. Желание эффективно управлять ею выражается в стремлении уменьшить долю неуправляемых процессов.

Разработано несколько подходов к классификации экономических кризисов (неожиданные, явные, латентные, глубокие, легкие и т.д.). Например, общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему (экономика в целом — макроуровень), локальные — только часть ее (организации — микроуровень). В нашем случае интересны внутренние виды кризисов, присущие организациям и отражающие: а) собственные циклы развития организации; б) связь с циклическим развитием всей социально-экономической системы.

Эти циклы могут переплетаться, накладываться друг на друга или различаться фазами.
Особенность кризиса социально-эконо­мической системы состоит в том, что вследствие тесной, органической взаимосвязи элементов, процессов и подсистем даже микрокризисы в подсистемах имеют тенденцию распространяться на всю систему. То есть решить локальную проблему отдельно взятой подсистемы при возникновении объективных предпосылок кризиса всей системы невозможно.

Еще одной особенностью является объектив­ная цикличность кризисов. Развитие социально-экономической системы происходит по спирали, и кризис — это переломная точка в развитии, когда становится неизбежным переход количественных изменений, накопленных на предыдущем этапе, в новое качество. Динамика развития экономического кризиса может быть представлена в виде четырех фаз (см. “Фазы…” ).

С точки зрения кризис-менеджмента кризис на уровне организации — это нарушение нормального функционирования организации, обусловленное событиями и происшествиями, делающими невозможным достижение поставленных целей, выполнение миссии компании.

Можно выделить три уровня воздействия на систему:

  • гомеостатический. Система не теряет устойчивости и компенсирует изменения, корректируя свое поведение. Структура и элементный состав систем не меняются;
  • инновационный. Изменяется структура или элементный состав системы;
  • бифуркационный. Компенсация такого воздействия возможна только при радикальном изменении всей системы.
При выработке антикризисной программы для компании важно определить, на каком из этапов развития находится предприятие — формирования, количественного роста, устойчивого развития или падения. Антикризисная программа зависит и от сценариев развития кризиса.

Внезапные кризисы, такие как природные катаклизмы, техногенные катастрофы, прекращение деятельности ключевых сотрудников, должны быть учтены на ранних этапах создания фирмы, и сценарии их преодоления следует создавать и корректировать на всех этапах существования компании. Развивающиеся (медленные) кризисы позволяют разработать программы коррекции системы по мере их исследования и планирования — до перехода в критическую фазу.

Куда смотреть
Как показывает практика, о надвигающемся кризисе свидетельствует множество симптомов: снижение доходов от реализации продукции (работ или услуг), другие показатели финансово-хозяйственной деятельности, изменение настроений в коллективе и т.д. Причем симптомы кризиса проявляются как в показателях, так и в тенденциях их изменения.

Так, показатели фондоотдачи, производительности, эффективности труда, энергоэффективности, финансового состояния, текучести персонала, трудовой дисциплины, удовлетворенности трудом, уровня конфликтности и т.п. могут характеризовать положение организации, в которой появились признаки кризиса. Оценивать кризис следует не только по его симптомам, но и по причинам.

То есть по событиям или явлениям, вследствие которых появляются признаки кризиса (см. “Классификация…”). Например, в организации признаками кризиса персонала могут служить низкая производительность труда, нарушение трудовой дисциплины, высокая текучесть кадров.

Причинами этого могут быть недостатки системы мотивирования, отсутствие социальной защищенности, низкий уровень квалификации работников. Симптомы кризиса — появление первых признаков отрицательных тенденций в динамике производительности труда, конфликты, ухудшение морально-психологического климата.

В любом случае, задача менеджмента состоит в том, чтобы вовремя зафиксировать, грамотно интерпретировать любые угрожающие тенденции и потом быстро принять адекватное решение.

Практика
Переподключение
Попав под санкции государственных органов, компания Rozetka быстро сориентировалась в кризисной ситуации

В 2013 г. объем украинского рынка интер­нет-торговли увеличился на 30% и впервые превысил $1 млрд. Эта знаковая для рынка цифра сподвигла консалтинговую компанию BVU Group основать первый рейтинг проектов в сфере электронной коммерции — Ukrainian e-Commerce Awards. Лучшим с точки зрения обслуживания клиентов стал лидер рынка электронной коммерции Rozetka.ua.

В свое время руководитель проекта Rozetka Владислав Чечеткин рассказывал, что идея создания интернет-магазина возникла случайно. С 1996 г. г-н Чечеткин работал в крупной розничной сети по продаже бытовой техники. Накопив немалый опыт, в сентябре 2004 г. он приступил к разработке собственного проекта в интернет-торговле этими товарами под названием Rozetka. Первые товары в интернет-магазине начали продавать в июне 2005 г.

По состоянию на октябрь 2011 г. в онлайн-магазине были представлены 65 тыс. наименований продукции, каждый месяц ассортимент увеличивается на 2-3 тыс. позиций. По данным исследования, проведенного по заказу “Google Украина”, в лучшие дни на сайт rozetka.ua заходят более 500 тыс. посетителей, общая численность уникальных пользователей за месяц превышает 5 млн.

Согласно исследованиям компании InMind, в ноябре 2010 г. — феврале 2011 г. сайт входил в Топ-15 наиболее посещаемых сайтов Украины с месячным охватом интернет-аудитории в 28-39%.
Основатель не раскрывает данные об оборотах проекта, но, по различным оценкам, они могут превышать $100 млн в год.

Однако в апреле 2012 г. работа сайта была приостановлена Государственной налоговой службой якобы за неуплату около 8 млн грн. налогов. Предприятие обвинили в завозе товаров из-за границы по заниженным ценам, что позволяло получать сверхприбыли, которые, по утверждениям налоговиков, по теневым схемам переводились на счета фиктивных фирм, что в результате приводило к огромным недоплатам налогов в госбюджет.

 Ходили слухи, что успешным проектом заинтересовались члены “Семьи” беглого экс-президента Виктора Януковича. Налоговая служба тогда провела обыск в офисе хостинговой компании Mirohost, на серверах которой был размещен сайт интернет-магазина.

По словам Александра Ольшанского, владельца холдинга “Интернет Инвест”, в состав которого входит Mirohost, сервер магазина налоговикам был “выдан”. Хотя в налоговой службе отрицали причастность к прекращению работы сайта.

 В тот же день магазин Rozetka.ua перешел на домен rozetka.com.ua и мигрировал на немецкий хостинг с дата-центром в Европе. Это позволило некоторое время, хотя и в ограниченном режиме, но осуществлять работу.

По мнению юристов, обыск в офисе провайдера был необоснованным. Тем не менее после некоторых досудебных разбирательств компания согласилась не идти на жесткую конфронтацию с государством. “Мы для себя приняли решение признать претензии (Госналогслужбы. — Ред.) и рассчитываем, что это позволит существовать нашему бизнесу дальше не в конфликте с государством.

В общей сложности Rozetka заплатила около 5 млн грн., еще будут штрафы около 1 млн грн., которые мы согласны заплатить…
” — говорил тогда г-н Чечеткин. Также он отметил, что потери бизнеса от “простоя” составили около 12 млн грн.

 На своей странице Facebook он написал: “Проведя консультации с аудитом, вынужден согласиться: в работе нашей компании были некоторые нарушения налогового законодательства. После встречи с руководством налоговой Киева менеджмент принял решение добровольно уплатить сумму доначисленных по акту налогов в бюджет”.

В определенном смысле внешнее вмешательство в работу компании вызвало кризис в ее операционной деятельности и вынудило ее руководство задействовать рычаги антикризисного управления. В чем оно выражалось?

В том, что с момента появления первых “звоночков” от государственных органов (налоговая проявляла интерес к Rozetka.ua еще годом ранее, когда провела документальную выездную проверку фирмы и составила акт о ее результатах, но обжаловать действия ГНАУ в суды компания не смогла. — Ред.), менеджмент готовился к подобным сценариям.

И приход в онлайн-магазин налоговиков не стал, как оказалось, неожиданностью для сотрудников Rozetka.ua. В комментарии БИЗНЕСу г-н Чечеткин рассказал, что налоговая проводила обыск в течение 31 дня.

 “На 28-й день я решил, что лучше быть живым трусом, чем мертвым храбрецом, — вспоминает он. — Были ли мы готовы к такому развитию событий? Да, как любые бизнесмены в стране, где они по определению преступники”.

Техническое решение о перенесении домена также говорит об определенной подготовке к “неожиданностям”. “Современный уровень технологий позволяет перенести работу даже крупного интернет-проекта на новую площадку за считанные часы, а при должном уровне подготовки — за считанные минуты”, — пояснял тогда президент компании Imena.Ua/Mirohost Александр Ольшанский.

По материалам СМИ
Последние новости: