“Нельзя выйти из кризиса, увеличивая налоги”

“Нельзя выйти из кризиса, увеличивая налоги”
322
Александр Носаль,
исполнительный директор, основатель общественной организации “Международный центр реформ”:

За последний год в Украине на различных гражданских платформах появилось множество реформаторских инициатив. Именно благодаря бизнес- и гражданскому сообществу были проведены хоть какие-то положительные изменения в сфере управления страной.

Одна из таких платформ — общественная организация — с конца прошлого года активно включилась в процесс законодательного развития украинской экономики (в том числе в сфере дерегуляции), объединив украинских и международных экспертов.


— Сейчас многие эксперты говорят, что дерегуляция даст только 15% эффекта для развития экономики. А каково ваше мнение?

— Трудно в процентах или абсолютных цифрах выразить эффект. Например, есть мнение, что дерегуляция обеспечит чуть ли не 160 млрд грн. прироста ВВП. Но этот эффект будет гораздо больше, чем 15%. Регуляторная система за 23 года мало изменялась по сравнению c регуляторной моделью при СССР.

Тогда государство регулировало все и вся. В рыночной экономике это недопустимо. Государство должно быть сильным в ограниченном количестве сфер: во внешней политике, обеспечении безопасности, обороны, в вопросах валютно-финансового регулирования. Всем остальным должны заниматься институты гражданского общества, бизнес, частный сектор.

— Вам не кажется, что этот процесс идет хаотично?

— Хаотичность присутствует, но в ней есть и плюс. Дерегуляцию проводит не один определенный госорган и не только государство. Прежде всего, в процесс активно вовлечено гражданское общество. На нынешнем этапе общество во многих сферах оказалось сильнее государства. И это, кстати, может стимулировать более быстрое проведение реформ.

Наша организация, созданная в конце прошлого года, — один из элементов этого гражданского общества. В Международном центре реформ (МЦР) собрались украинские и грузинские эксперты. Последние работали в команде реформаторов Михаила Саакашвили. Кроме того, мы тесно сотрудничаем с экспертами из Литвы, Эстонии, Польши, Словакии и др.

Я несколько раз встречался с автором радикальных польских реформ Лешеком Бальцеровичем. Договорились о сотрудничестве и включении польских экспертов в наши рабочие группы. Нас поддерживают представители украинского бизнеса, понимающие необходимость кардинального изменения экономической ситуации в стране.

Мы будем не только контролировать и критиковать действия государства, но и предлагать свои варианты решения проблем, концепцию, законопроекты.

— Как грузинские и польские эксперты оценивают украинские достижения по реформированию страны, в том числе в сфере дерегуляции?

— Они говорят, что мы упустили год. Но в то же время какие-то изменения уже происходят, принимаются необходимые законы. Это уже позитив. Эксперты готовы методически помочь Украине, поделиться опытом. Но реформы проводить нужно нам самим. Лешека Бальцеровича как-то спросили, как проводить реформы в Украине? На что он просто ответил: “Берите и делайте”.

Например, грузинская налоговая реформа. Джаба Эбаноидзе (возглавлял Службу доходов Минфина Грузии) — один из тех, кто воплощал эту реформу в жизнь. Сейчас он входит в одну из рабочих групп при МЦР. По его словам, в Грузии каждые два-три месяца вносили изменения в принятое налоговое законодательство, совершенствовали. Однако не останавливались на достигнутом и продолжали проводить реформы.

— С одной стороны, за прошедший год сделано мало, наблюдается некоторая хаотичность процесса. С другой — все советуют “делать”. Может, есть смысл остановиться на некоторое время, продумать, как дерегулировать экономику, а затем все это поступательно внедрять?

— Идеальных систем и реформ не бывает. Поэтому такие процессы должны идти параллельно. Сейчас любая остановка — это, к сожалению, откат назад, торможение реформ. Не будет так, чтобы остановились и через три месяца выдали гениальную идею, благодаря которой сможем решить все наши проблемы.

Мы уже потеряли год. Каждый день мытарств предпринимателей и граждан в регистрационных, исполнительных службах, налоговых органах и т.д. — это ухудшение социально-экономической ситуации в стране, дальнейшее затухание бизнеса.

К сожалению, за прошедший год основное, что смогло сделать правительство, — это поднять налоги, пошлины и акцизы. Я не знаю ни одной экономики, которая бы выходила из кризиса путем увеличения налогового давления.

Начинать надо с кардинального изменения налоговой системы. В Украине должны быть одни из самых низких налогов и максимально простое их администрирование. Тогда мы получим механизм для разогрева нашей экономики. Параллельно надо реформировать системы регистрационной, разрешительной, исполнительной служб, электронных реестров (создание электронного правительства). Это то, над чем работает наш Центр.

Сейчас надо максимально передать в частные руки функции по регистрации прав собственности, юридических и физических лиц — предпринимателей.

— Но ведь во вступившем в силу Законе №191 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса (дерегуляция)” нотариусов такими правами по регистрации прав собственности наделили?

— Там это реализовано частично. Написано, что этим могут заниматься и нотариусы. Но еще не проработаны изменения в Закон о нотариате, подзаконные акты и многое другое. Надо хотя бы создать реальную конкуренцию между государственными регистраторами и теми же нотариусами.

— После принятия Закона №191 и Закона №222 “О лицензировании видов хозяйственной деятельности” (сокращает перечень видов хоздеятельности, подлежащих лицензированию) обсуждается второй этап дерегуляции — “гильотинирование” государственных функций. Госорганы должны будут доказать целесообразность выполняемых ими функций. Насколько эта идея правильна?

— Идея правильная. Но мне не нравится посыл: госорганы должны доказать, что они нужны обществу. Сейчас они всеми правдами и неправдами начнут доказывать свою полезность. Надо максимально убрать любые регуляторные функции, взяв за основу опыт той же Грузии, где проблемы были очень похожи на наши.

Они достаточно быстро и максимально ликвидировали все контролирующие органы: санитарные, пожарные, ценовые инспекции и т.п.

— А как определить, кого убирать, а кого — нет? “Гильотинирование” как раз и позволяет избавиться от балласта…

— Просто воспользоваться опытом ближайших соседей — Грузии, Польши и страны Балтии. Надо взять лучшее. Например, в вопросах дерегуляции Грузия пошла даже дальше, чем Польша. Хотя грузины брали опыт поляков за пример. Но по ряду вопросов поляки были радикальнее. Например, в отношении исполнительной службы.

В Грузии есть институты государственного и частного судебных исполнителей, в Польше же исполнители только частные, работающие через саморегулируемые организации. Система функционирует замечательно. Следует изучить опыт Грузии касательно оказания административных услуг, например, работу

Домов юстиции, юридических лиц публичного права и т.д. При Михаиле Саакашвили их планировали перевести в частный сектор, вплоть до акционирования и выхода на IPO. Но не успели, а нынешняя грузинская власть этот процесс притормозила.

Александр Носаль считает, что общество во многих сферах оказалось сильнее государства


Последние новости: