“Комплексы — это нормально”, —

“Комплексы — это нормально”, —
668

говорит Ирина Конченко, бизнес—тренер, психолог, руководитель проекта Vertical Move Labs

— Много ли среди украинских бизнесменов закомплексованных? И какие комплексы самые распространенные?
— Довольно часто встречаю начитанных, натренированных и действительно многое знающих руководителей, которые при этом не осознают свои собственные “слабые места”.
Самые распространенные — комплекс превосходства и симптом больного авторитета. Это основа всего “букета” комплексов.

К примеру, “комплекс добряка”, “комплекс всезнающего” или “комплекс контролера”. Интересно, что элементы этих комплексов могут проявляться и у вполне адекватных руководителей — при недостатке опыта, в кризисных ситуациях, при форс-мажоре и т.д.

— Есть ли комплексы, способствующие успеху бизнеса?
— На успешность компании все имеющиеся психологические комплексы руководителя влияют негативно. Если человек, облеченный властью и полномочиями, не осознает своих комплексов, они могут проявляться как угодно — в чрезмерной жесткости или, наоборот, необоснованной “мягкости”, педантизме, длинных рассуждениях, нетерпимости к чужому мнению, в неверно принимаемых управленческих решениях.

Однако существует и иная точка зрения: дескать, комплекс неполноценности человека может быть стимулом для его самосовершенствования. С этим я согласна лишь отчасти. Комплекс неполноценности в определенных случаях действительно может оказать стимулирующее воздействие на управленца.

Например, когда руководитель готов играть новые, несвойственные ему ранее роли. Или идет в незнакомую сферу бизнеса, которой всегда опасался. Если же в дело вступают так называемые компенсаторные психологические механизмы, в голове человека все запутывается, и тогда комплекс проявляется негативно. Например, в деспотизме, трудоголизме, излишней требовательности к себе, вспышкам нетерпимости, агрессии и даже в назначении “не тех” людей на ведущие позиции.

Проблема заключается в том, что механизмы психологической защиты мешают нам быть объективными по отношению к самим себе. Поэтому порой крайне трудно самостоятельно определить: мы самосовершенствуемся или загоняем себя и других в трудовое или управленческое рабство.

— Как можно избавиться от комплексов?
— Первый шаг: понять, что комплексы — это нормально. В той или иной степени они присутствуют в каждом человеке. Это связано с нашим воспитанием, жизненными ограничениями, недостатком информации, опыта в конце концов.

Второй шаг: обнаружить свои комплексы. Для этого следует тщательно проанализировать свое поведение в критических ситуациях. И, что еще важнее, — обратить внимание на свои внутренние диалоги и яркие эмоциональные состояния — не важно, положительные или отрицательные. К примеру, один из руководителей, который решил заняться саморазвитием, начал внимательно наблюдать за своими реакциями на слова и действия подчиненных.

Он увидел, что буквально после нескольких критических слов от подчиненных он перебивает их, дескать, “вы не понимаете ситуации”. Другой руководитель из-за своей чрезмерной готовности “идти навстречу инициативе команды” в некоторых ситуациях обнаруживал, что подчиненные умело приукрашают состояние дел или используют тонкую лесть для получения “нужных” решений.

Чрезмерное эмоциональное возбуждение (подчеркну, не важно — положительное или отрицательное) в обычных деловых ситуациях — первый признак того, что руководителю необходимо заняться собой.

Третий шаг: объективный “разбор полетов” с помощью других людей, получение обратной связи от коллектива, анонимные опросы подчиненных. Это участие в практических “воркшопах” для руководителей. Любая ситуация, где руководитель может от незаинтересованного человека получить обратную связь по своему стилю коммуникаций, может дать необходимые ключики для самосовершенствования.

Самое главное — следует развивать и учиться управлять собственной эмоциональной сферой. Поскольку интеллектуальная подготовка недостаточна для решения такого тонкого вопроса, как настройка самого себя.
Последние новости: