Лига юниоров

Лига юниоров
1197

В Украине стремительно развивается сфера экономического образования для детей

Украине до последнего времени воспитанию юных предпринимателей не придавали особого значения. Но спрос, как известно, рождает предложение.

И сейчас можно наблюдать настоящий бум образовательных проектов в сфере детского бизнес-воспитания, рассчитанных на маленьких украинцев школьного возраста.

адует, что украинские компании не остались в стороне от процесса. И это уже дает результат. Юные украинцы уверенно демонстрируют высокий уровень бизнес-мышления не только на национальном уровне, но и в мире.

Так, в 2010 г. студенческий Чемпионат мира по управлению компанией Global Management Challenge Junior выиграли украинские студенты из команды S.T.O.R.M.

А в 2015 г. наши школьники прославили свою страну, заняв 2-е место на Чемпионате мира по предпринимательству среди школьников SAGE.

Гордость школы
В октябре прошлого года ЮниорБанк стал партнером конкурса ученых ISEF в США (основан компанией Intel), одним из победителей которого стал наш соотечественник Самуил Кругляк.

 Десятиклассник из Александрии (Кировоградская область) получил “бронзу” в так называемой “Олимпиаде гениев”, в которой принимали участие 2 тыс. юных изобретателей со всего мира.

Он разработал проект получения электроэнергии из атмосферы. В качестве награды Самуилу предоставлена возможность бесплатного обучения в США с ежемесячной стипендией в $700.

Школы юных боссов
Факультативным обучением школьников различным бизнес-дисциплинам занимаются в основном внешкольные частные заведения и проекты. Все они работают по авторским методикам разной сложности, содержательности и, соответственно, стоимости.

БИЗНЕС насчитал несколько украинских школ юных боссов: Креативная академия IWonder (kmbs), Школа бизнеса и развития подростков Start Now, Креативная международная детская школа, Школа юного бизнесмена, Центр развития подростков Kidbi, Школа предпринимательства и лидерства MBA Kids, Международная образовательная сеть Miniboss Business School.

Главная цель таких школ — помочь детям определиться с будущей профессией, найти себя, развить свои предпринимательские таланты и способности. Кто-то фокусируется на развитии у детей лидерских качеств и предпринимательского мышления, кто-то — на донесении экономических знаний и умений.

“Школы XXI века должны способствовать раскрытию у детей талантов, развивать у них воображение и уверенность, чтобы в будущем они стали ответственными лидерами и создателями новой реальности.

Такой инновационной системой является Международная образовательная сеть Miniboss Business School”, — рассказывает Ирина Мельниченко, управляющий партнер Школы.

По ее словам, на базе бизнес-школ сети созданы бизнес-инкубаторы для детей и молодежи, которые развивают свои “Силиконовые долины” в Украине и других странах, где представлен бренд.

“Наша методика основывается на фундаментальных принципах программ Евросоюза по развитию малого и среднего предпринимательства.

Основные из них — это предоставление людям равных возможностей заниматься предпринимательством, обеспечение доступа к качественному бизнес-образованию, повышение финансовой грамотности населения, способствование развитию среднего класса”, — говорит г-жа Мельниченко.

По ее мнению, шесть-девять лет — это самый благодатный возраст для закладки основ будущей успешности человека, формирования его мышления и качественных характеристик. “Мы воспитываем совершенно новую генерацию — молодую элиту страны: людей сознательных, знающих свои таланты и умеющих их применить.

Когда увлечение становится делом всей жизни — человек испытывает счастье, его эффективность увеличивается в разы. Мы видим это в наших детях и очень этим гордимся”, — отмечает педагог.

Следует сказать, что кроме специальных бизнес-школ в этой нише работают еще и так называемые бизнес-лагеря. Городские, круглосуточные или дневные, выездные, как внутри страны, так и за рубежом.

Их особенность лишь в том, что детей, отдыхающих во время школьных каникул, опекают команды аниматоров и педагогов, которые организовывают тематические обучающие курсы для полезного времяпрепровождения.

Бизнес-наполнение этих курсов может быть самым разным — от изучения языков до проведения проектных тренингов.

Корпоративные инициативы
Стремятся приобщиться к экономическому образованию будущего поколения и многие украинские компании, поддерживая разнообразные просветительские и обучающие проекты. И хотя они декларируют социальную направленность подобных инициатив, подспудно такая деятельность отражает глубинные интересы бизнеса.

Во-первых, это воспитание грамотных потребителей услуг; во-вторых, поиск и развитие талантов для кадрового резерва; в-третьих, чего греха таить, дополнительная прибыль в виде нового “клиентского” сегмента.

К примеру, масштабный проект по обучению финансовой грамотности ЮниорБанк от ПриватБанка сочетает в себе все три направления. Он стартовал в 2009 г. в Украине, а сейчас работает в России, Грузии, Латвии, объединяя более 1 млн школьников.

Пропуском в ЮниорБанк является карточка Юниора, выпускаемая с согласия и под контролем родителей. Это настоящая платежная карта, благодаря которой школьник может пользоваться “взрослыми” банковскими услугами.

Обучение проходит в форматах экскурсий в отделения ПриватБанка, бизнес-квестов и бизнес-школы, в которой учащиеся получают знания об основах предпринимательства, участвуя в деловых играх и тренингах, проходя стажировку в банке, а также пользуясь банковскими услугами с помощью своей детской пластиковой карты.

В 2015 г. мероприятия в рамках проекта посетили более 44 тыс. украин­ских школьников. Выпускник бизнес-школы Александр Стрелец, ученик 10-го класса Херсонского областного лицея, помог своей команде заработать почетное 3-е место во Всеукраин­ском конкурсе по финансовой грамотности, который проходил в декабре 2015 г. при поддержке Ми­нобразования и Нацбанка.

Но наибольшая гордость ЮниорБанка — признание миром юных украинских талантов.

“Мы хотим научить наших будущих клиентов правильно пользоваться банковскими услугами и разбираться в экономике.

Кроме того, программа финансовой грамотности помогает найти среди детей будущих экономических гениев и дает им возможность развивать свои способности.

Возможно, с нашей помощью в будущем они станут хорошими банковскими менеджерами.

В общем, главная цель ЮниорБанка — показать каждому ребенку страны, как устроен банк, предоставить простой доступ к обучению банковским услугам.

Основная идея и принципы проекта неизменны: обучающие программы для всех категорий школьников — от мультсериала для детей младшего школьного возраста до экономических олимпиад для выпускников.

Все программы неординарные, разработаны топ-менеджерами банка. Они одобрены ведущими специалистами по школьному образованию и успешно прошли адаптацию для детской аудитории.

Выпускниками нашей бизнес-школы стали более 1 млн детей, а карты Юниора имеют более 15% школьников страны”, — говорит Елена Нихаенко, руководитель проекта ЮниорБанк.

Другие украинские компании реализуют не столь масштабные, но не менее полезные проекты, где школьники имеют возможность проявить свои познания в экономике, а также получить новый бизнес-опыт.

Так, компания “Фокстрот” совместно с Благотворительным объединением “Центр потребительских инициатив” в шестой раз проводит Всеукраинский конкурс “Молодежь тестирует качество”.

Цели мероприятия — повышение осведомленности школьников в возрасте 12-17 лет о правах потребителей, развитие способности ориентироваться на современном рынке товаров и услуг.

“Сейчас эти дети — критически настроенные потребители, а в дальнейшем они как потенциальные бизнесмены будут строить рыночные отношения, поэтому чрезвычайно важно, чтобы они всегда учитывали интересы потребителя, — рассказывает о партнерстве пресс-секретарь группы компаний “Фокстрот” Алевтина Белецкая.

— Поддерживая конкурс, мы воспитываем себе помощников, ведь ежедневно работаем над улучшением качества обслуживания, строим долговременные отношения с клиентами”.

Бизнес-танчики
Ничто не обучает быстрее и лучше, чем практика. Этот постулат известен с древних времен. Но когда речь заходит о предпринимательстве, как воплотить этот принцип в жизнь?

К счастью, на помощь приходит виртуальный мир, где каждый желающий, будь то взрослый или ребенок, может побыть в роли руководителя компании, ничем не рискуя.

Для этого достаточно лишь воспользоваться специальной компьютерной программой — бизнес-симулятором (см. “Очевидное нереальное” на стр.36).

В последнее время симуляторы деловой среды востребованы в качестве не только дополнения курса экономических дисциплин в вузах или “полезного досуга”, но и системных методик обучения предпринимательству в любом возрасте.

Ведущие специализированные вузы страны (КНЭУ им.В.Гетьмана, ХНЭУ им.С.Кузнеца) внедряют в свои учебные программы как известные зарубежные симуляции (SIGAM, TopSim и т.д.), так и оте­чественную программу ViAL+.

Кстати, в этом симуляторе в середине февраля начинается ежегодный Всеукраинский бизнес-турнир “Стратегия фирмы”. Принять участие в нем может любой украинский старшеклассник.

Успешным был аналогичный турнир для аудитории постарше — Drump Up, Business! от Международной молодежной организации JCIYouth, который был проведен в Киеве в 2014 г.
при поддержке компании Samsung Electronics.

В нем приняли участие более 200 амбициозных молодых людей со всей Украины.

Большинство из них в своих отзывах отметили, что бизнес-симулятор позволяет неплохо разобраться в экономических законах даже неспециалисту и существенно развивает управленческие способности.

Инструментарий
Очевидное нереальное
Компьютерные симуляции предприятия происходят от военных игр-симуляторов середины XIX в., имитирующих реальные сражения и широко применявшихся немецкой, японской и американской армиями.

Попытки заимствовать опыт военных симуляций для управления бизнесом осуществлялись еще в 1930-1940-х годах, но первая профессиональная симуляция экономической среды — Rand Corporation — появилась в 1955 г. в США.

Она отражала среду корпорации, поставляющей припасы для военно-воздушных сил Соединенных Штатов.

За более чем полвека своего существования индустрия деловых игр и бизнес-симуляций шагнула далеко вперед. Сейчас в мире существует более 2 тыс. симуляторов.

Современная бизнес-симуляция — это интерактивная компьютерная модель части экономической системы: от предприятия или даже его отдела до экономики целой страны.

Причем ясно прослеживается тенденция к отходу от готовых сценариев, мало приспособленных к реальной жизни, к ситуативности.

Наиболее известные и популярные на территории СНГ бизнес-симуляции — Cesim (Финляндия), “Бизнес-курс: Корпорация Плюс, версия 4” и “Бизнес-курс: Максимум, версия 1” (обе — Россия), Capsim/Capstone Business Simulation, Management Game (обе — США), SIGAM, TopSim (обе — Германия), MBABEST21 от корпорации Toshiba (Япония).


Последние новости: