“Наша цель — взрастить людей, носителей уникальных знаний”, —

“Наша цель — взрастить людей, носителей уникальных знаний”, —
664

говорит Юрий Наумчук, директор дистрибуторской компании Import Foods Company

В Украине сохранились несколько утонченных и старинных профессий, которым не учат в университетах и для освоения которых нужны своеобразные навыки. Одним из таких является ремесло сомелье.

В октябре этого года в Украине появилась первая International Wine Academy, основанная Import Foods Company, а также Натальей и Николаем Благополучными, которых считают адептами культуры потребления вина в нашей стране.

В интервью БИЗНЕСу директор дистрибуторской компании Import Foods Company Юрий Наумчук рассказал, что послужило толчком к созданию Академии как ответвления привычного дистрибуторского бизнеса.

— Почему именно сейчас возникла идея создания винной Академии?
— Чтобы понять, почему именно сейчас пришла идея развиваться в эту сторону, расскажу немного о нашей истории. Имея опыт дистрибуции импортного алкоголя, я вынашивал собственный бизнес-план несколько лет.

В 2011 г. нашел компаньонов, и мы создали Import Foods Company. Это была в определенном смысле важная жизненная ступенька — переход из менеджеров в собственники, самореализация плюс любимое дело.

Но никто не мог ожидать, что в 2013-2014 гг. Украину постигнут столь мощные социальные и экономические потрясения. Прошлый год, как вы знаете, стал, по сути, черным для всех импортеров из-за падения валютного курса. В это время, обсуждая возможности развития, мы стали искать для себя новые ниши. Ориентировались то на новые торговые марки, то на новых поставщиков и т.д.

В один прекрасный момент, отойдя от этой истеричной хаотичности и взглянув на многое со стороны, я попытался понять, что незыблемо для этого рынка? И вот в ходе размышлений мне поступил телефонный звонок от организаторов национального конкурса сомелье Натальи и Николая Благополучных, известных в Украине знатоков винного дела.

Они на протяжении 12 лет проводили профессиональный конкурс, но в последний раз их внезапно подвел основной спонсор, и они обратились за помощью к нам.

Честно говоря, решение поддержать этот конкурс было интуитивным. Собственно, побывав там, я понял — это то, что я искал. Экспертиза, оценка, специалисты — вот те незыблемые факторы, которые всегда нужны рынку независимо от экономических кризисов.

 Виноделие, ресторанное дело не могут существовать без профессионалов, досконально разбирающихся в вине. Но таким людям тоже необходимо образование. В нашей стране есть несколько частных школ сомелье, но их уровень не настолько высок, чтобы говорить о системном подходе к подготовке таких специалистов.

Поразмыслив над ситуацией, я предложил Николаю и Наталье организовать что-то совместное и масштабное. В ходе долгих переговоров пришли к формату полноценной Академии. Одна из главных особенностей — трехуровневая система обучения. I уровень — amateur somelier (сомелье-аматор), II — professional sommelier (сомелье-профессионал), III — chef-sommelier (шеф-сомелье).

Учебный курс professional sommelier рассчитан на 288 часов. Причем в программу III уровня включен слепой сенсорный анализ по методике итальянских виноделов, которую в Украине никто еще не применял.

Наша компания как импортер предоставляет материальные и организационные ресурсы. А передовые знания, методологическую основу обеспечивают господа Благополучные и их коллеги из-за рубежа.

Таким образом, наше учебное заведение получилось более масштабным, нежели школы, — и по подаче знаний, и по их глубине, и по организации обучения.

— Вы просчитывали рыночные потребности для такого образовательного проекта?
— Падающий рынок — одна из очень удобных возможностей для реализации проектов, имеющих большую перспективу. Если на Академию смотреть с точки зрения исключительно бизнеса, то у нее большие перспективы, ведь только в Киеве сейчас около 2 тыс. кафе и ресторанов.

А с учетом крупных украинских городов — это более 7 тыс. заведений. По нашим расчетам, в 3-3,5 тыс. ресторанов присутствует динамично меняющаяся винная карта, которая должна соответствовать трендам в гастрономии, требованиям и вкусовым предпочтениям потребителя.

Исходя из этого, мы делаем вывод, что примерно 2,5 тыс. украинских ресторанов потенциально нужен хороший сомелье. Всего в Украине работают не более 20-30 высококлассных сомелье. Вот, собственно говоря, масштаб имеющейся кадровой проблемы на этом достаточно узком рынке.

Да, к сожалению, мы вынуждены оговариваться, что Украина находится в тяжелом положении, идет война. Но когда все это закончится, страна начнет двигаться вперед, повысится благосостояние народа, и потребность в таких специфических кадрах увеличится.

Должен заметить, что подготовка специалистов для винной отрасли — это первое и основное направление деятельности Академии. Вторым направлением являются услуги для сектора b2b — однодневные тренинги и дегустации для корпоративных клиентов. У нас есть, например, заказ от агрокомпании для ее менеджмента, представленного в основном мужчинами.

Для них заказали проведение тренинга-дегустации по видам и сортам виски. Третье направление — b2c — это в определенном смысле развлекательные и просветительские программы для частных клиентов. Два последних направления практически безграничны с точки зрения развития образовательного бизнеса.

— А то, что в Украине не самая высокая культура потребления вина в мире, вам не помешает?
— Я бы не сказал, что Украина — не “винная” страна. В 2014 г. в стране было реализовано более 20 млн бутылок только импортного вина. То есть вина, которое требует профессионального сопровождения от продавца к потребителю.

К сожалению, культура местного винопроизводства гораздо ниже, чем культура потребления. Но и это дело времени. Посмотрите, сколько фестивалей вина проводится в Киеве и на западе Украины.

С точки зрения рынка труда, наши услуги — очень хорошая возможность для молодых ребят получить за довольно короткий промежуток времени высокодоходную и почитаемую во всем мире профессию. Получая диплом сомелье, человек может сейчас рассчитывать на зарплату не менее 10 тыс.грн. в месяц. “Звездные” сомелье получают более 20 тыс.грн.

Мы, как компания, берем на себя обязательства трудоустроить своих выпускников, имея в своем распоряжении информацию о кадровых потребностях почти 7 тыс. клиентов — заведений HoReCa, ресторанов, винных бутиков и т.д.

 Развиваться в профессии сомелье можно бесконечно. Приведу такой примечательный факт. Когда в 2012 г. российский предприниматель Евгений Чичваркин открыл в Лондоне крупнейший в мире винный бутик Hedonism Drinks Ltd. и переманил туда ведущего британского сомелье Алистера Вайнера (бывшего закупщика вина для самого известного универмага Лондона Harrod’s. — Ред.), это надело в Британии больше шума, чем трансферт самого лучшего британского футболиста.

Наша задача — с одной стороны, поддержать в Украине статус этой профессии, а с другой — взрастить здесь людей, которые будут носителями уникальных знаний и опыта. Академия — это формат и образовательный, и воспитательный, и социальный одновре­менно.



Последние новости: