Преимущества социального предпринимательства

Преимущества социального предпринимательства
882

Василий Назарук, менеджер Программы социального инвестирования Western NIS Enterprise Fund

Существует предубеждение, что социальные предприятия могут быть нерентабельными и неспособными конкурировать в бизнесе, ведь кроме получения прибыли они должны беспокоиться о достижении социального эффекта. На самом же деле именно эта социальная составляющая может стать рыночным преимуществом и обеспечить коммерческий успех предприятию.

По своей структуре социальный бизнес похож на традиционный, их отличие — в миссии. Социальное предпринимательство работает там, где правительство не может работать, а традиционный бизнес — не хочет. Его цель — решить общественные проблемы и помочь незащищенным слоям населения.

В то же время эта социальная миссия может стать и уникальной маркетинговой стратегией. Социальное предприятие продает не просто товар или услугу — оно продает истории и ощущение причастности к чему-то хорошему.

Социальные предприниматели — прежде всего инноваторы. Они осваивают незанятые ниши бизнеса или работают в традиционной сфере, но с творческим подходом. Классический пример — американский предприниматель Блейк Майкоски, которого можно назвать трендсеттером социального бизнеса.

Он основал компанию TOMS (Tomorrowshoes), которая, на первый взгляд, занимается обычным делом — продает обувь. Социальная идея бизнеса состоит в том, что за каждую проданную пару обуви другую новую пару TOMS отдает бесплатно нуждающимся детям. Эта концепция получила название “One for One” и стала популярной во всем мире.

Она превратилась в глобальное движение: начиная с 2006 г. TOMS предоставил бесплатно 60 млн пар обуви. При этом за девять лет компания получила $400 млн прибыли. Блейк Майкоски не остановился на достигнутом: он начал продавать очки, направляя средства на лечение незрячих.

И в Украине есть примеры социальных предприятий, нашедших свою уникальную стратегию. Пиццерий в Киеве много, но только в Pizza Veterano ее готовят ветераны АТО. Можно не только купить пиццу для себя, но и оставить “подвешенную” для участников боевых действий.

 Пекарня “Ореховый Дом” продает печенье, а прибыль направляет на помощь женщинам, попавшим в кризисную ситуацию. Таким образом, социальная составляющая бизнеса становится частью бренда.

В николаевской студии шоколада PanChocolatier изготавливают конфеты ручной работы по рецептам бельгийских мастеров, которые сами по себе стали уникальным товаром для Николаева. Но это не все: основатель студии Николай Данцев — также директор благотворительной организации “Ми поруч”, которая поддерживает различные инициативы для детей из уязвимых групп.

Например, такие, как программа “Доступная иппотерапия” для детей с аутизмом и ДЦП, проведение мастер-классов для детей-сирот, благотворительные акции по сбору средств на оборудование для операций. Николаевцы знают об этих благотворительных программах, поэтому охотно покупают конфеты и приобщаются к помощи детям.

Если говорить об освоении незанятых ниш, то показательный пример — это социальное предприятие “ЛавГав”. По статистике, в Украине менее 1% владельцев собак убирают за своими любимцами на улице. Основатели компании разработали уникальный продукт — конструкцию “Собачья уборная”. Они продают свою продукцию бизнес-центрам и частным жилым комплексам. 30% доходов от продажи направляют на обслуживание сети “уборных”.

А каждую десятую конструкцию бесплатно устанавливают в общественных местах Киева.
Еще один инновационный пример — лаборатория ресайклинга Zelenew. Ее лозунг — “подари вторую жизнь пластику”.

Лаборатория не просто перерабатывает пластик, а создает из него дизайнерские и креативные вещи, которые можно использовать в быту. Также Zelenew производит оборудование для переработки пластиковых отходов. Для развития бизнеса предприятие пошло по пути краудфандинга: недавно Zelenew собрал 82 тыс.грн. на платформе “Спільнокошт”.

Социальный бизнес имеет двойное задание: получить прибыль и реализовать общественно-полезную миссию. Это выглядит как двойная нагрузка, но на практике многие социальные предприниматели решают одну задачу с помощью другой.

Перспективы социального предпринимательства огромны. Особенно в современной Украине, которая остро нуждается в развитии малого и среднего бизнеса и одновременно решает проблемы многих уязвимых групп граждан.
Последние новости: