Сценарии для Украины

Сценарии для Украины
1677

Михаил Згуровский, ректор НТУУ “КПИ”, научный руководитель проекта, академик НАН Украины

Мировой центр данных по геоинформатике и устойчивому развитию Международного совета по науке (ICSU), работающий при НТУУ “КПИ”, выполнил исследование “Форсайт экономики Украины: среднесрочный (2015-2020 гг.) и долгосрочный (2020-2030 гг.) временные горизонты”. На первом этапе исследования 112 экспертов и системных аналитиков определили сильные (их 12) и слабые (их 24) характеристики экономики Украины, ее возможности (их 16), угрозы (их 17), а также Топ-5 факторов, тормозящих ее развитие, 10 драйверов (кластеров) и 8 основных действий власти. С использованием этих факторов на основании методологии сценарного планирования и SWOT-анализа были разработаны восемь сценариев будущего развития экономики Украины: четыре — на среднесрочном (2015-2020 гг.) и четыре — на долгосрочном (2020-2030 гг.) временных горизонтах.

Среднесрочные сценарии (до 2020 г.)
Сценарий 1
“Оптимистический” (вероятность Р = 10%)
мог бы произойти при наилучшем стечении обстоятельств: начиная со второго полугодия 2015 г. власть проводит радикальные и компетентные реформы; военный конфликт на юго-востоке Украины в ближайшее время закончится; множество сильных факторов усиливают возможности, одновременно включаются (активизируются) драйверы экономики и минимизируется действие критических факторов, тормозящих развитие экономики
и общества.

Сценарий 2
“Консервирование кризиса” (Р=60%)
. Преобразования в стране за счет частичной приватизации и дерегуляции экономики будут незначительными и преимущественно некомпетентными. Военный конфликт на востоке будет заморожен по модели “сектора Газа”.

Страна будет в “тлеющем режиме” хаотично действовать, имитируя жизнеспособность и продолжая накопление внешних и внутренних заимствований до уровня 150% ВВП в течение ближайших двух-трех лет.

Неизбежным будет технический дефолт экономики.
Затягивание этого сценария до 3-6 месяцев может привести к росту недоверия к власти со стороны населения (до 80-90%). Автоматически дружественные страны окончательно разочаруются в Украине, снизив ей политическую и финансовую помощь, что приведет к последовательному возникновению сценариев 3 “Суверенный дефолт” и 4 “Коллапс”.

Сценарий 3
“Суверенный дефолт” (Р = 50%).
Этот сценарий возможен в случае затягивания во времени военного конфликта на востоке Украины и отсутствия реформ в государстве, а предыдущее состояние технического дефолта практически заблокирует внешнюю политическую и финансовую поддержку Украине.

Дефицит бюджета страны вырастет с 8-10% (сейчас) до 13-15%, а ее суверенный долг продолжит расти. Произойдет переход Украины от технического дефолта к суверенному.

Суверенитет государства будет практически утрачен. Если выход из суверенного дефолта Украины не будет управляемым (по примеру дефолта России 1998 г.), то страну неизбежно ждет переход к сценарию 4 “Коллапс”.

Сценарий 4
“Коллапс” (Р = 10%)
. Когда государство не сможет защищать свои границы, гарантировать безопасность своим гражданам, прекратит социальные выплаты, в стране возникнет хаотическое революционное состояние с несколькими центрами влияния различных сил, включая деструктивные.

Эта ситуация породит несколько миллионов беженцев как в Россию, так и в другие страны, прежде всего в страны Восточной Европы, и создаст необходимые условия для дезинтеграции страны.

Долгосрочные сценарии (до 2030 г.)
Сценарий 5
“Сбалансированное развитие” (условная вероятность P = 2%)
может быть следствием успешного осуществления сценария 1 “Оптимистический”. Для сбалансированного развития Украина до 2020 г. должна создать стартовый капитал собственными силами — в основном за счет трех кластеров (уже работающих): “Аграрный сектор”, “Военно-промышленный комплекс”, “Информационно-телекоммуникационные технологии” (к 2020 г. ВВП страны должен будет практически удвоиться до $400-420 млрд). Затем этот капитал можно будет инвестировать в развитие других кластеров экономики.

Сценарий 6
“Чужая субъектность” (Внешнее управление)
(условная вероятность P = 30%) может возникнуть как следствие сценария 2 “Консервирование кризиса” и будет характеризоваться вхождением на внутренние рынки Украины мощных транснациональных компаний.

Они, обладая главными активами Украины, используя дешевую рабочую силу украинцев, их территорию для захоронения различного рода отходов, включая радиоактивные, загрязняя окружающую среду страны, без соответствующих экономических санкций будут производить широкий ассортимент высококачественных товаров и услуг и реализовывать их в богатых странах, преимущественно за пределами Украины (модель Аргентины).

Сценарий 7
“Серая зона”
может возникнуть как результат пессимистического завершения сценариев 2 или 3, которые приведут к дальнейшей деградации экономики страны, ее изоляции, а также к ослаблению внешней политической и финансовой поддержки. Условная вероятность прохождения Украиной траектории 0-2-7: P (0-2-7) = 18%, а траектории 0-3-7: P (0-3-7) = 15%.

Главной особенностью этого сценария может быть движение Украины к модели буферной, разделительной зоны между Россией и странами Евросоюза. Эта зона будет характеризоваться большой бедностью населения, высокими уровнями коррупции, преступности, терроризма, распространением различных болезней и другим признакам несостоявшейся страны (примеры: Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия). Страны Евросоюза в этом случае отгородятся от Украины крепкой границей для изоляции от маргинальных явлений.

Сценарий 8
“Дезинтеграция”
может возникнуть в результате пессимистического завершения сценариев 3 или 4, а предыдущее состояние суверенного дефолта или коллапса практически сделает невозможным выполнение государством своих функций как по отношению к гражданам своей страны, так и на международной арене. Условная вероятность прохождения Украиной траектории 0-3-8: P (0-3-8) = 5%, а траектории 0-4-8: P (0-4-8) = 1%.

Для выживания, сохранения своей идентичности и создания будущей государственности ориентировочно в четырех регионах Украины, в соответствии со своими этно-территориально-политическими идентичностями, могут сформироваться более компактные социально-этнические образования, объединенные по общности культуры, исторических традиций, языка.

Существенные изменения в этот и другие пессимистические сценарии могут внести факторы, которые очень трудно учесть и формализовать. Это гражданское общество и системный бизнес Украины.

В течение тысячелетней истории Украины, во времена, когда перед нацией возникали угрозы, народ самоорганизовывался “снизу”, брал инициативу в свои руки и вносил коренные изменения в ход событий, которые невозможно было предусмотреть и описать любыми сценариями.


Последние новости: