“В гольфе, как и в бизнесе, важен фокус внимания”, —

“В гольфе, как и в бизнесе, важен фокус внимания”, —
775
говорит Нил Старрок, генеральный директор компании PepsiCo в Украине

Генеральный директор компании PepsiCo в Украине Нил Старрок пригласил БИЗНЕС в гости к себе домой. Как истинный валлиец, г-н Старрок обожает гольф и крикет. Поэтому мы сначала немного поиграли в гольф.

Когда часы показали five o’clock — время пить чай, хозяин пригласил нас на веранду. Его супруга гостеприимно предложила укутаться в уютные пледы. За чашкой чая и шла наша неторопливая, по-английски учтивая беседа о жизни и работе топ-менеджера в Украине…


…о спорте
— Вы серьезно занимались гольфом, почему не сделали спортивную карьеру?
— Я думал об этом. И даже планировал уйти в большой спорт. Когда мне было 16 лет, нужно было определяться с будущей профессией. Стал анализировать перспективы. Рассуждал тогда очень взвешенно: чтобы стать успешным гольфистом, нужно все свое время тратить на тренировки.

Я оценил свои шансы и понял, что мне не хватает навыков, чтобы сделать карьеру в гольфе и стать успешным спортсменом. А вот если получу финансовое образование, то смогу добиться многого. Жизнь показала, что тогда я не ошибся. Хотя меня все равно тянуло в спорт.

Сразу после окончания университета я устроился в лондонскую финансовую компанию. Это была хорошая работа. Но скоро я понял, что она недостаточно хороша для профессионального и карьерного роста — можно надолго остаться финансовым аналитиком.

Однажды в отпуске, лежа на пляже, просматривал газету. И увидел предложение работы в компании, которая занималась спортивным менеджментом. Я позвонил и подал резюме. На эту вакансию было 250 претендентов.

Я прошел первый этап отбора. И попал в четверку, которую отобрали для последнего собеседования. В общем, не прошел. Но через некоторое время мне позвонил тот же рекрутер и предложил работу в PepsiCo. Я согласился, мне тогда хотелось научиться управлять крупным b2c-бизнесом.

— Не жалеете, что не стали гольфистом? Дорогой спорт, игра для миллионеров, так говорят.
— Нисколько не жалею. Да, гольф — такой вид спорта, которым можно заниматься и в 50 лет. Есть даже лиги ветеранов. Хотя только со стороны кажется, что это спокойный вид спорта. На самом деле он очень энергозатратный.

Чтобы сделать удар, нужны силы. То есть в эту игру лучше играть, когда ты молод и полон сил. Кстати, в последнее время гольф стал очень доступным спортом в Великобритании. А раньше — да, это была игра для состоятельных людей.

…о менеджменте
— Спортсменом так и не стали, зато сделали карьеру в менедж­менте. Но почему в 2008 г. приехали в Украину, после того как поработали и в Америке, и в Европе, и даже в восточных странах?
— Когда я узнал о покупке PepsiCo украинской компании “Сандора”, понял, что проект этот будет масштабным, долгосрочным и интересным. Я видел потенциал и перспективы для выпуска новых продуктов и роста рынка в целом. А это для любого менеджера заманчивые перспективы.

Но прежде чем вступать в должность, я предупредил работодателей, что должен еще получить согласие жены. До приезда в Украину нам приходилось часто переезжать. Дети постоянно меняли школы. Каждый раз это было очень тяжело. В общем, компромисс был найден: я работал в Украине и регулярно приезжал к ним в Уэльс.

Не самый идеальный вариант, но компромиссный. Поначалу работы было очень много. Ведь, несмотря на то что украинский бизнес оказался довольно структурированным и отлаженным, его необходимо было интегрировать в глобальную компанию.

Был еще нюанс: предыдущие собственники привыкли все держать под контролем и не делегировали многие функции. В результате первое время ко мне все сотрудники бегали даже по самым мелким вопросам. При этом мало кто, даже среди топ-руководителей, говорил по-английски.

Я немного знал русский, потому что работал в России несколько лет. Это помогало общаться и понимать друг друга. Постепенно мы сформировали в компании систему делегирования. Да я и сам многому научился у украинских специалистов.

— Но в 2008 г. рынки обвалились, и вам пришлось стать еще и кризис-менеджером.
— До того как попасть в Украину, мне доводилось управлять частью бизнеса PepsiCo в России во время кризиса 1998 г. Я понимаю, что в периоды кризисов привычные бизнес-процессы не работают. Пришлось их все оптимизировать. Самым сложным для меня было сокращать людей. Невозможно эмоционально отвлечься от этого.

Самое главное правило менеджера в период кризиса — проводить сокращения только обдуманно. И обязательно перед принятием такого решения беседовать с людьми, пояснять им объективную ситуацию. Я постоянно проводил встречи, делал презентации, говорил с людьми задолго до начала кадровой оптимизации.

В нынешний кризис все же сложнее, но у нас появилось больше возможностей: мы запустили параллельно новые производственные мощности — год назад начали производить сухарики. И часть персонала смогли перебросить на другие участки. Этот кризис, безусловно, гораздо хуже предыдущего.

Но мы знали свои болевые точки, благодаря чему смогли очень оперативно переориентировать производство и сбыт. Многие компании уже научились работать без таких больших рынков сбыта, как Восточная Украина и Крым. Меня самого оба кризиса научили лучше контролировать затраты.

…о рынке
— Какое из направлений бизнеса (напитки, соки, снэки, молочные продукты, детское питание) в последнее время (год-два) компания развивает более активно и почему?
— Стратегически PepsiCo в равной степени развивает все направления бизнеса. Возможно, если смотреть в краткосрочной перспективе, то кажется, что компания открывает новое производство в одном направлении, оставляя без внимания другое, но это не так. PepsiCo системно инвестирует во все сегменты бизнеса, в которых работает.

Более того, компания также шаг за шагом движется к полной локализации производства, развивая украинскую пищевую промышленность и создавая новые рабочие места. Так, уже сейчас в Украине работают предприятия по производству молочных продуктов и детского питания, соков и напитков, запущена линия по выпуску снэков.

—  Ваш чипсовый бренд - один из лидирующих на рынке, т.е. объемы реализации чипсов довольно велики. Планируете ли арендовать мощности по производству чипсов в Украине или приобрести производственную площадку?
— Локализация производств — это глобальная стратегия PepsiCo. Это позволяет нам сделать цену продуктов более устойчивой, снизив зависимость от колебания курса валют, который непосредственно влияет на любые операции, связанные с импортом. Что касается чипсов, то, безусловно, это хорошая возможность открытия локального производства в стране. Но такие решения связаны со многими факторами, а для этого необходимо время. Мы не можем принять это решение спонтанно.

— Как в этом году развивается рынок детского питания, в частности сегмент питания малышей до трех лет, в котором работает ваша компания?
— Рынок развивается, но особых скачков нет. Ситуация соответствует прошлогодней. Открытие завода “Агуша” в Киеве в 2012 г. и запуск линии по выпуску детских соков — это последовательная реализация стратегии по локализации производства PepsiCo. В Украине достаточно сырья, соответствующего не только требованиям законодательства, но и высоким стандартам качества компании, поэтому было принято решение наладить выпуск продукции в Украине.

— Что предпринимаете для поддержания спроса и реализации продукции?
— В компании PepsiCo достаточно высокие требования к сотрудникам, поэтому в отделе маркетинга у нас работают отличные специалисты. Кроме того, мы используем все возможные инструменты для поддержания спроса.

— Есть ли бизнесмен, на которого вы хотели бы походить?
— Стив Джобс. Потому что он думал всегда о будущем, о том, что будет нужно потребителю. И умел это будущее визуализировать. А как он делал презентации... Это же настоящее шоу! Я бы хотел уметь так же.

— А вы не знаете, что потребуется украинскому потребителю в будущем?
— В компании есть команда экспертов, помогающих мне понять, что захочет украинский потребитель в будущем. Это талантливые специалисты по исследованию рынка, являющиеся неотъемлемой частью нашего бизнеса.

— У вас есть любимые книги?
— У меня мало времени для чтения. Но люблю книги о шпионах. Читая такие истории, я отдыхаю.

— Записки о Шерлоке Холмсе?
— Украинцы больше любят и почитают этого героя, нежели англичане. У нас Шерлок Холмс не так уж и популярен. Только в последнее время снова о нем вспомнили, когда появился сериал “Шерлок”. Хороший, кстати, меня сын старший приобщил к нему. Но советский фильм о Шерлоке Холмсе мне нравится больше.

О личном
По словам г-на Старрока, его утро начинается в 8.00. Конечно, как человека, считающего себя наполовину гражданином Украины и к тому же женатого на украинке, его волнуют местные новости. Обычно он читает их на сайте Kiev Post и слушает британское радио.

В истории его женитьбы без романтики не обошлось. “Однажды я серьезно травмировался во время занятий спортом. После того как оправился от перелома ноги, решил арендовать новую квартиру.

По счастливой случайности, именно Алена, как сотрудник риэлторского агентства, помогла мне с выбором квартиры. С этого и началось наше общение, которое вскоре переросло в близкие отношения”.

Последние новости: