В жизн и — как в кино

В жизн и — как в кино
581

Корпоративное игровое создание видеороликов может стать альтернативой мозговому штурму, а также решить внутренние конфликты в организациях

Владимир Тарасов в книге “Искусство управленческой борьбы” выдвинул тезис: если у разных людей картины мира совпадают, у них нет повода для конфликта. На практике такого не случается. Соответственно, конфликт потенциально возможен между любыми двумя людьми, поскольку сталкиваются две картины мира, дающие разные прогнозы относительно своей позиции в будущем.

Корпоративная конфликтология
В компаниях картины мира формируются руководителями посредством формализации корпоративных правил, положений о департаментах, должностных инструкций и других регламентирующих документов. Но, во-первых, предусмотреть все невозможно, а во-вторых, даже если принять, что внешний мир неизменен, все равно возникает множество мелких конфликтов из-за разности представлений внутри организации.

Особую остроту конфликты набирают при взаимодействии подразделений. Где граница между зонами ответственности одного департамента и другого? Как избежать дублирования функций? Кто за что отвечает?

Процессный подход, описывающий корпоративные представления о взаимодействии подразделений, носит больше формальный характер. Да, он может решить многие вопросы и снизить конфликтность.

Но существуют еще и неформальные взаимоотношения, где руководители выступают как личности. Со своим набором личностных качеств и ценностей. И тогда на участках работ, где правила отсутствуют или противоречат здравому смыслу, выступает “руководящее “Я”.

Если собеседник изначально не пытается навязать свою точку зрения, но испытывает искреннее желание понять твою, он начинает задавать вопросы. При этом даже если нет готового суждения, когда начинаешь вслух рассуждать, на ответы удается набрести.

Зачастую даже случаются удивительные инсайты. Но не все вопросы, как и йогурты, одинаково полезны. Оказывается, что один человек своими вопросами выводит на ценную мысль, а другой заводит в тупик.

К сожалению, в нашей культуре нет практики ведения публичных дискуссий. Риторика не преподается ни в школах, ни в вузах. Поединок риторов заменяется принципом “ты начальник — я дурак, я начальник — ты дурак”. Данный принцип сильно облегчает жизнь и снижает транзакционные издержки, но закрывает пути для развития.

Для создания условий для открытых продуктивных коммуникаций можно использовать игровые технологии. Дело в том, что в игре мы временно перестаем быть собой, поэтому все происходящее во время взаимодействия с другими участниками наше сознание относит не к себе, а к временному персонажу, в образе которого мы находимся.

Это очень здорово, поскольку позволяет, занимая разные позиции, моделировать разные точки зрения. А любые соглашения, которые были заключены в ролевом состоянии, необязательно должны безоговорочно переноситься в реальный мир.

Игровое поле
Одна из игровых моделей, позволяющих синхронизировать картины мира, — это игра “Контакт с инопланетянами”, которую разработала команда проекта “Объясняшки” как часть процесса создания объясняющих видео. Автором методики объясняющих видео и технологии “упаковки смыслов” является российский предприниматель Сергей Гевлич.

Сама методика заключается в создании в специальном програм­мном приложении рисованного видеоролика, объясняющего, по мнению участников игры, происходящее вокруг. Участники, объясняя друг другу то или иное явление, вынуждены сами глубоко погрузиться в предмет изучения.

Во время погружения возникают новые пути решения проблем, которые затем “прорисовываются” прямо в программе. В результате получаются некие “живые” комиксы. Как и любое хорошее кино, объясняющее видео должно быть коротким и ясным. А значит, нужно построить такую конструкцию, в которой довольно точно расставлены акценты и выявлены существенные отношения.

Традиционно для решения подобных задач устраивают мозговой штурм, который запускает коллективный разум. Но часто бывает, что люди собрались, а “искрить” не стали. Наша модель является альтернативой мозговому штурму и, на наш взгляд, эффективнее последнего.

Во-первых, благодаря тому, что в данной игре четко определены роли. Каждый человек знает, что от него требуется. Во-вторых, есть четкий временной регламент. В-третьих, в ходе игры можно разрабатывать не одну, а сразу несколько тем.

Инопланетные качества
Коротко о правилах игры. Участники объединяются в команды по три человека. Каждая команда разрабатывает одну тему. Поэтому первая роль — это роль Эксперта; ее играет человек, лучше других разбирающийся в вопросе. Вторая роль — самая сложная и самая ответственная — это Инопланетянин. Почему Инопланетянин? Это человек, который работает в поле вопросов.

Он должен получить право задавать самые разные, в том числе глупые вопросы. Инопланетянин должен подвергнуть сомнению статус-кво по существу. Для Инопланетянина разработана целая система вопросов, которая является не догмой — скорее, рамкой, задающей направление исследования. Инопланетянин не имеет права высказывать свою точку зрения.

Безумно сложно оставаться исключительно в поле вопросов. Люди, впервые играющие в “контакт” в данной роли, довольно быстро исчерпывают арсенал вопросов. Они говорят — “я уже все, что можно, спросил”, уже через две минуты. Инопланетяне с открытым сознанием могут продуцировать вопросы в течение часа.

Оказывается, что такой формат коммуникаций открывает сознание и переводит его в режим ресурсного состояния. За час игры случается масса открытий. Даже Эксперты начинают лучше понимать свою тему и у них возникают прозрения.

Третья роль — Наблюдатели. Они нужны для того, чтобы вести протокол встречи. Очень важно обеспечить такой “разогрев” участников коммуникации, чтобы между ними начали “искры” пробегать и сработал принцип артикуляционного мышления, когда в ходе проговаривания рождаются решения.

В результате мы получим несколько десятков объяснений того или иного явления в компании или предмета обсуждения. Если объяснение создавалось совместно представителями разных подразделений, они проходят путь формирования общего видения, которое воплощается в видеоролике.

По ролику сразу видно — есть понимание или нет. При хорошем понимании ролик воспринимается на одном дыхании, как целостная связная конструкция. При плохом — восприятие разваливается. Объяснений может быть столько, сколько нам нужно для синергичной работы отделов.

Советы консультанта
  1. Определить игровую команду и круг ее участников.
  2. Разработать сюжетную линию.
  3. Тщательно распределить роли.
  4. Подготовить систему вопросов.
  5. Периодически менять игроков ролями.
  6. Проанализи­ро­вать результаты игры.
Последние новости: