Дарья Шаповалова: “За шесть лет нам удалось построить индустрию моды в Украине”

Дарья Шаповалова: “За шесть лет нам удалось построить индустрию моды в Украине”
2703

O фэшн-рынке в Украине

Можно долго дискутировать о том, как развивается сфера моды Украины, но оперировать стоит лишь цифрами и фактами. Сейчас открывается ЦУМ с большими инвестициями в ремонт, дизайн. Там будут представлены украинские дизайнеры, будут открывать свои магазины зарубежные и украинские ритейлеры. Напротив ЦУМа открылся мультибрендовый магазин украинских дизайндров «Всі. Свої». Раньше там была «Гранд Галерея» с европейскими брендами третьего уровня.

Интересно наблюдать за тем, как меняется рынок. Я рада, что в украинской индустрии моды Mercedes-Benz Kiev Fashion Days и все наши сопутствующие инициативы стали катализаторами этих изменений. Не стоит ожидать, что мы станем пятым центром моды. Милан, Париж – эти столицы моды формировались столетиями, если не дольше. Такие новые центры, как например, Сеул или Шанхай развиваются быстро во многом благодаря большим государственным инвестициям. Правительство Южной Кореи, к примеру, на проведение Недели моды оптимизирует расходы, выделяя 5 млн. евро каждый сезон. И эти деньги вкладываются в привоз зарубежных байеров, прессы.

фото 1

Пока что у нас правительство не включается в эти процессы. Достижения в фэшн-бизнесе – скорее достижения отдельных людей. Есть компания Gregory Arber, у которой 113 магазинов по стране. Есть компании, которые производят европейские бренды на аутсорсинге. То есть, в Украине много людей, которые занимаются одеждой. Это большой, серьезный бизнес, который будет расти.

Mercedes-Benz Kiev Fashion Days создавался, в частности, чтобы сформировать модную индустрию в Украине. Когда мы начинали, дизайнеры работали в формате ателье. И не понимали, что самое главное – это дистрибуция, выход на зарубежный рынок, профессиональный PR и последующая капитализация бизнеса. За шесть лет нам удалось построить индустрию моды в Украине. Мы можем говорить о становлении нового поколения дизайнеров и людей, которые вовлечены в моду. Все, что сейчас происходит в фэшн-бизнесе, разительно отличается от того, как выглядела фэшн-индустрия шесть лет назад без Mercedes-Benz Kiev Fashion Days.

Большие перспективы развития модного рынка Украины

Не случайно сейчас открывается все больше и больше проектов, связанных с продажей одежды. И мы, конечно, понимаем, что еще многое предстоит сделать. И точно знаем, какими должны быть эти действия. Не нужно забывать, что Mercedes-Benz Kiev Fashion Days – это международный проект. Он курируется офисом Mercedes-Benz из Штутгарта и соответствует всем корпоративным стандартам недель моды Mercedes-Benz. Мы становимся все более интернациональными, и на базе Mercedes-Benz Kiev Fashion Days родились такие проекты, как образовательный проект Kiev Fashion Institute, Kiev Fashion Industry Forum, Kiev Fashion Technology Forum, экспортное агентство More Dash и другие.

Об успехах украинских дизайнеров в рамках Merсedec-Benz Kiev Fashion Days

Cложнее рассказать о тех дизайнерах, которые не могут похвастаться успехами, чем о тех, кто этих успехов добился. Потому что на Mercedes-Benz Kiev Fashion Days можно грамотно показать свою коллекцию, получить обратную связь в прессе – как в зарубежной, так и в украинской – правильно все отработать с байерами. Есть примеры таких брендов, как Anna K, которая начинала и продолжает показываться на Mercedes-Benz Kiev Fashion Days и строит глобальный бренд. Она сейчас представлена в самом большом шоу-руме мира Tomorrow. Есть Anna October, которая продается в порядка тридцати зарубежных магазинов, включая такие, как Nature’s Fashion, Mytheresa и многие другие. Такие дизайнеры, как Чакшен, Ксения Шнайдер, Марьяна Сенчина, Флоу, также показывают очень хорошие показатели.

фото 2

Cделка на покупку одежды у дизайнера одним магазином варьируется от 5 до 100 тыс. евро. На продаже одежды за рубежом можно построить интересный, большой бизнес, если правильно к этому подходить. Хотя нужно также понимать, что в индустрии моды более долгий возврат денег, чем, например, в IT, потому что пока ты сделал одну коллекцию, уже нужно инвестировать в тираж, а ты еще прошлые деньги не забрал. И, чем больше у тебя тиражи, тем беднее ты становишься.

Чего не хватает украинским дизайнерам

Если сравнивать украинских дизайнеров с зарубежными, наши дольше "раскачиваются" и позволяют себе больше. У нас не такая высокая конкуренция. Молодым дизайнерам мешает также отсутствие знаний. Хотя эти знания несложно получить банально из интернета. Читать The Business of Fashion, американский Vogue, украинские медиа и конечно – читать книги.

Ко мне часто приходят люди на собеседования, они хотят работать в моде, но ничего о ней не знают. Они не удосуживаются полгода читать, хотят прийти и у меня научиться. А я хочу учить уже тех, которые сделали над собой какое-то усилие. У нас есть Fashion бизнес-курс, самый популярный в моем образовательном проекте Kiev Fashion Institute. Приходит огромное количество людей, которые говорят: "Я хочу стать дизайнером, я хочу продаваться на Net-a-porter". Но при этом, ты им показываешь фотографию создательницы этого магазина, Натали Массене, – никто не знает, кто это такая. Если ты хочешь продаваться на Net-a-porter – изучи информацию об этом магазине. Кто его сделал, почему, когда он был запущен, когда придуман, что за товары там продаются. Зачем ты нужен на Net-a-porter, если ты даже не знаешь правил индустрии?

Приходится многому учить. Поэтому мы и сделали образовательный проект. Мы рассказываем о том, из чего действительно состоит индустрия моды, даем прикладные знания. У нас в Институте преподают практикующие фотографы, стилисты. Это все люди из мира моды. Они знают, как устроен мир моды. Лично я в институте прочла пять бизнес-курсов, и я знаю, что всем студентам они очень помогли в развитии их карьеры.

Профессии будущего в мире фэшн

Необязательно начинать строить свой собственный бизнес. У нас не хватает множества сопутствующих профессий: вообще нет коммерческих директоров, Chief technology officers. Все хотят быть дизайнерами. Я говорю: "Ребята, в моде такое огромное количество интересных профессий, с которых можно начать работать. И вы просто теряете время, когда все хотите создавать. Создавать тяжело. Создавать нужно не каждому человеку. Тем более, создавая, вы же можете быть на должности директора, бухгалтера, – грамотно считать деньги и на множестве других, не менее творческих, позициях".

Fashion Technology Forum. Что и зачем

Fashion Technology Forum – это уникальное событие для рынка Украины, мы впервые объединим моду и технологии. Это суперноваторская идея, мы очень надеемся, что ее поддержат в обществе, поскольку у меня есть полная уверенность в том, что у нас индустрия моды и технологий не взаимодействуют так, как они взаимодействуют за рубежом. И наши дизайнеры не дозарабатывают или не добирают знаний.

фото 3

Например, у нас будет выступать Kwambio – это стартап из Одессы, который делает 3D-принтинг. Я была на многих производствах украшений за рубежом. И там первый sample делается на 3D-принтере. У нас я никогда не видела, чтобы ювелирные дизайнеры делали первый образец таким образом. То есть, о подобных технологиях, которые в мире уже давно приняты, у нас никто не задумывался. Есть несколько интересных украинских стартапов, они все у нас выступят. Есть, например, такие большие компании, как Uber, которые вышли на украинский рынок. И никто не знает, что на самом деле, за рубежом они себя, в том числе, продвигают через Неделю моды, через модную индустрию. Я хочу, чтобы это узнали, и, может быть, какие-то другие компании воспользуются этим опытом продвижения. Виктория Тигипко, например, очень много делает для развития Украины с точки зрения инвестиционного реноме и репутации. Она очень много инвестирует и также расскажет об этом на форуме.

На аналогичный Web Summit в Португалии со всего мира съезжается более 50 тыс. человек. Я думаю, у нас только через года два поймут, что мы привозили Net-a-porter. А прийти и послушать этот Net-a-porter вот сейчас, наверное, не всем придет в голову. Хотя это must, это то, чем ты можешь быть лучше других. Пойти и получить эти знания первым, и применить их в своей работе. У нас, почему-то, не все научились это делать.

О прошлом и будущем

Меня называют послом Украины в мире моды, человеком, который поставил Украину на модную карту мира, креативным директором, основателем Mercedes-Benz Kiev Fashion Days. Это кейс в международном мире моды: взять страну третьего мира, с точки зрения моды, и поставить ее на модную карту мира, привлечь к ней внимание международной общественности.

фото 4

Я думаю, что мой международный опыт и образование были ключевыми в моем становлении как личности в мире фэшн. Но это не значит, что человек, который не имел возможности получить этот опыт, не добьется успеха. Тут все самое главное в пытливости ума, в любознательности, в возможности, способности, желании работать над собой, улучшать себя каждый день. И я сама не достигла совершенства в этих вопросах, есть куда двигаться дальше. Я думаю, что всегда, когда есть возможность, нужно путешествовать, давать себе больше знаний. Но сейчас, с развитием интернета, можно читать грамотные статьи и получать всю эту нужную информацию, которую я, в свое время, получила за рубежом.

Что касается будущего, я планирую развивать существующие проекты, дополнять их новыми. У нас на базе Недели моды вырос и образовательный проект, и шоу-рум, то есть, экспортная история. Мы первыми начали это делать так структурировано. Рынок пустой, ниши есть, их нужно заполнять.
Последние новости: