Новые тренды ритейла: от онлайн-шоппинга до супермаркетов без кассиров и продавцов

Питер Артсен, «Продавец рыбы», XVII век
2117
Питер Артсен, «Продавец рыбы», XVII век

С каждым днем инновационные технологии проникают в новые сферы человеческой жизни, заполняя все больше пространства в нашей повседневности. То, с чем мы сталкиваемся сегодня – как мы общаемся друг с другом, откуда берем информацию и как получаем знания, как путешествуем, как производим продукты или создаем сервисы – все это совсем не похоже на то, как было еще каких-нибудь 15-20 лет назад. Впереди большие перемены и теперь они могут коснуться того, как мы делаем покупки.

Изменения в розничной торговле, быть может, еще не везде столь очевидны. Но, наблюдая за тем, как быстро меняется розничный ландшафт некоторых продвинутых экономик, можно представить, как будет в ближайшем будущем развиваться глобальный тренд, связанный с ритейлом. Одним из таких показательных примеров может служить экономика США.

Американцы ежегодно тратят около $350 млрд на покупки онлайн – это примерно 10% от совокупных розничных продаж в США, не считая автомобили и топливо (по итогам за 2015 год). Физическая валюта все еще составляет значительную часть розничного оборота, но ее роль становится все меньше благодаря новым технологиям. Сегодня около 24% американцев совсем не используют наличные при совершении еженедельных покупок в обычном потребительском режиме. Примерно столько же (24%) используют наличные для всех или почти всех обычных покупок. И более половины (51%) используют как наличные, так и иные формы расчетов. При этом, около половины американцев (48%) слышали что-либо о цифровых валютах, таких как "биткоин" (bitcoin), но только 1% имеет опыт их использования.

По данным исследования Pew Research Center, посвященного онлайн-шоппингу и электронной коммерции, по состоянию на 2016 год 79% американских потребителей совершают покупки в сети, в том числе, с помощью смартфонов. Это значительный прирост по сравнению, например, с 2000 годом, когда этот показатель составлял только 22%.

Иными словами, 8 из 10 американцев совершают покупки онлайн! При этом, из этих 79% (т.е. совершающих покупки онлайн), 51% используют для этого мобильные телефоны, а 15% совершают покупки, переходя по ссылкам в социальных сетях.

Соотношение потребителей по частоте совершения ими онлайн-покупок (т.е. исходя из того, как часто они покупают онлайн) выглядит так:

15% - еженедельно;

28% - несколько раз в месяц;

37% - раз в месяц или реже;

20% - никогда.

62% из тех, кто покупает онлайн еженедельно, утверждают, что они бы предпочли покупку онлайн, чем посещение физического магазина. В то же время, 82% из тех, кто не совершает покупок онлайн, предпочли бы делать покупки в физическом магазине.

Интересно, как совершают покупки те группы потребителей, которые имеют хоть какой-то опыт приобретения онлайн:

- 62% сказали, что если им необходимо совершить покупку, они сравнивают цены физических магазинов и тех, что торгуют онлайн, и лишь затем совершают покупку, исходя из лучшей цены;

- 21% утверждают, что они покупают в физических магазинах без какой-либо проверки цен на онлайновых площадках;

- 14% сказали, что они покупают онлайн, не проверяя розничные цены в магазинах.

Кстати, нас это напрямую касается. Думаю, что если украинская статистика пока еще как-то отличается от американской, то ненадолго. В современном мире все меняется очень быстро...

Но наиболее впечатляющие изменения в привычном для нас процессе шоппинга будут связаны с дальнейшим ростом степени автоматизации. Триггером революции в розничной торговле может стать один из таких сервисов, как Amazon Go, создающий операционную модель супермаркета без продавцов и кассовых аппаратов: «зашел – взял – ушел».

Так, в начале декабря 2016 года стало известно, что компания Amazon запускает сеть автоматизированных супермаркетов, где можно будет просто зайти, взять с полки любой понравившийся вам товар и уйти, без необходимости даже подходить к кассе или совершать предварительную регистрацию списка покупок. Сейчас компания планирует протестировать свой новый проект Amazon Go в Сиэтле, где в бета-версии магазин начнет работать уже в начале 2017.

Для функционирования автоматизированной системы используется комбинация сенсоров, компьютерного зрения и машинного обучения. Это примерно тот же набор технологий, которые используются в беспилотных (самоуправляемых) автомобилях. Система автоматически определяет когда покупатель берет или возвращает товары на полку, а также отслеживает их в виртуальной корзине. После того, как покупатель завершает покупки, он просто выходит из магазина. Вскоре после этого с его счета будет автоматически списана необходимая сумма, а на его адрес отправлена квитанция. Вся эта операция производится с помощью приложения Amazon Go, устанавливаемого на обычный смартфон.

Если данная технология получит массовое распространение, то волна автоматизации захлестнет огромное количество рабочих мест в сфере розничной торговли по всему миру. Так что, когда в следующий раз вы будете ходить по супермаркету, оглянитесь вокруг: все те люди, которые сейчас стоят возле товарных полок или сидят за кассовыми аппаратами, буквально через несколько лет, вероятно, будут уже сокращены, а их заменят машины.

Профиль автора на фейсбук: www.facebook.com/RomanKomyza