Светские хроники

Светские хроники
116

Начало этого года для участников рынка светодиодного (LED) оборудования ознаменовалось всплеском потребительского интереса к их продукции. В январе-феврале реализация в количественном выражении увеличилась на 20-25% по сравнению с ноябрем-декабрем 2013 г. Специалисты объяснили это явление несколькими причинами. Во-первых, обычно в конце года крупные производители обновляют ассортимент.

Например, компания Philips в декабре 2013 г. представила обновленное портфолио LED-ламп для домашнего использования со стандартным цоколем (E-27), которые в 2,5 раза дешевле светодиодных ламп предыдущего поколения, выпуск которых начался примерно год назад. Во-вторых, политическая нестабильность в стране заставила активизироваться потребителей (в том числе и промышленных).

“Многие клиенты, которые в течение последних двух лет присматривались к светодиодному оборудованию и выжидали очередного падения цен, в начале этого года, осознав реальность девальвации национальной валюты, решились на покупку”, — поясняет Андрей Скульский, директор ЧП “Лайт Роут” (г.Киев; производство и продажа светодиодной светотехники; с 2007 г.; 25 чел.).

Однако как только курс гривни рухнул, цены на импортируемые источники света моментально подскочили. За последние два месяца светодиодные лампы и светильники подорожали на 30-40%, хотя операторы и пытались сдержать рост цен, снизив оптовые накрутки на стоимость LED-оборудования, которые до этого составляли 50-80%.

Несмотря на ценовые уступки импортеров, украинские потребители все же оказались весьма чувствительными к подорожанию. По оценкам игроков рынка, в апреле-мае спрос на зарубежные светодиодные лампы и светильники снизился на 30-50% по сравнению с первыми месяцами этого года.

Смотрите также: Купить светодиодные линейки по доступной цене, подробно можно узнать здесь http://mbright.com.ua.

Ближний свет

В то же время подорожание импортной продукции положительно сказывается на украинских производителях и сборщиках светодиодных ламп и светильников. “За первые четыре месяца этого года мы подписали договоры на производство такого же объема светодиодных ламп и светильников, как за весь прошлый год”, — говорит г-н Скульский.

Правда, эксперты заметили, что нужно дифференцировать украинских производителей светодиодного оборудования, которые в основном работают с корпоративными клиентами, и сборщиков LED-ламп, которые используются в люстрах и светильниках бытовых потребителей.

В Украине работают около сотни мелких и средних компаний, занимающихся сборкой бытовых ламп из комплектующих. Сейчас такой набор можно купить за 25 грн., самостоятельно собрать с помощью паяльника и реализовать на ближайшем рынке или в небольшом специализированном магазине за 40-50 грн.

“Низкая стоимость товара достигается благодаря использованию не алюминиевых, а пластиковых корпусов, которые недолговечны. Такие поставщики ориентированы только на минимальную стоимость ламп и пользуются неосведомленностью потребителей, которые пока не знают, как отличить качественный товар”, — сетует Екатерина Ушецкая, начальник отдела сбыта ООО “Космос лайтинг Украина” (г.Одесса; оптовая торговля электротехнической продукцией; ТМ “Космос” и “Экономка”; с 2006 г.; 55 чел.).

По приблизительным оценкам, сейчас доля низкокачественного товара в “бытовом” сегменте не превышает 10%, но привлекательная цена может обусловить ее увеличение к концу года на 10-15 п.п.

Иначе обстоят дела с заказчиками, приобретающими инновационную светотехнику для установки в магазинах, офисах, складских и промышленных зданиях, для освещения улиц. Андрей Скульский считает, что крупные потребители, которые реализуют проекты, требующие замены более 10 тыс. трубчатых люминесцентных ламп светодиодными источниками света, предпочитают работать напрямую с производителем из Европы, России или Украины (об особенностях организации светодиодного производства см. статью "Свечный двигатель").

Корпоративные клиенты тщательно проверяют товар перед подписанием договора. Им не продашь лампу, на которой написано, что ее мощность составляет 9 Вт, хотя на самом деле она потребляет 12 Вт. Мало кто из крупных потребителей рискует применять китайскую продукцию — по причине ее несоответствия действующим в Украине стандартам и нормативам.

Скорее всего, доля LED-оборудования украинского производства в корпоративном сегменте составляет 30-50%. По мнению экспертов, производителями светодиодных ламп и светильников в Украине можно назвать не более 20 компаний, но в ближайший год их количество будет увеличиваться.

Дальний свет

Ощущая снижение реализации и понимая сложность ситуации в стране, многие импортеры начали менять схемы работы. В нынешней ситуации большинство операторов пересматривают ассортиментную линейку, уменьшают складские запасы и закупают только самые ходовые модели. Примерный объем реализации светодиодных ламп в Украине

“Для минимизации рисков, связанных с курсовыми колебаниями, в условиях больших сроков реализации проектов (от начала производства товара до его реализации розничной сети проходят два-два с половиной месяца) компания очень взвешенно должна относиться к подбору ассортимента и к политике реализации данного товара”, — считает Роман Гардецкий, исполнительный директор ООО “Дженерал Инжиниринг” (г.Киев; реализация светодиодных систем освещения, монтаж и обслуживание на объектах корпоративного и государственного секторов; с 2012 г.; 35 чел.).

По словам участников рынка, компании стали сворачивать операции с высокими коммерческими рисками, а именно сотрудничество с неплатежеспособными субъектами или запуск новых, непроверенных технологий, брендов или торговых площадей.

В то же время для поддержания реализации и, возможно, даже увеличения своей доли на рынке компании активизировали работу с наиболее привлекательными клиентами. “При работе с действительно крупными потребителями можно рассмотреть различные схемы оплаты, в частности даже продажу LED-ламп в лизинг”, — говорит Александр Повалий, генеральный директор ООО “Укрпромсвет” (г.Донецк; поставщик осветительного оборудования; с 1994 г.; 45 чел.).

Тем не менее никто из операторов не решился дать прогноз на этот год, ведь нынешняя ситуация в стране не внушает оптимизма. “Основной проблемой для участников рынка является непредсказуемость финансовой системы и ключевых ее показателей: курсов валют, кредитных ставок и т.д. Все остальные риски могут быть минимизированы с помощью рыночных инструментов, таких как ценообразование, ассортимент, продвижение и оптимизация приоритетов в отношениях с клиентами, распределение финансовых рисков”, — считает Елена Никиточкина, руководитель подразделения светотехники направления “Световые решения” ООО “Филипс Украина” (г.Киев; украинское представительство компании Philips; с 1993 г.; 220 чел.).

Кроме того, трансформируется и устоявшаяся система: меняются и будут меняться главы разных министерств и ведомств. “Как это повлияет на дальнейшую работу налоговой и таможенной системы, никто не знает, а соответственно, никто не может предсказать, как изменятся процедуры импорта продукции. Пока в стране не наступит определенная стабильность, пока люди не смогут смело планировать жизнь минимум на шесть месяцев вперед, сложно рассуждать об увеличении реализации LED-ламп в Украине”, — отмечает г-н Повалий.

Однако технологии не стоят на месте, и никто из игроков не сомневается, что у LED-оборудования неплохое будущее. “В дальнейшем цены на светодиодные лампы будут снижаться, и сегмент станет более доступным даже для чувствительных к стоимости покупателей”, — резюмирует Михаил Замковец, менеджер по развитию бизнеса и маркетингу компании Verbatim в России (г.Москва, РФ; производитель носителей для хранения информации и осветительных приборов на основе светодиодных технологий; с 1969 г.; 152 чел. в регионе ЕМЕА).

LEDоход

Последние 10 лет рынок светотехники развивался весьма бурно, чему способствовал технический прогресс. Жители Украины, которые более века освещали свои обиталища лампами накаливания, примерно в 2005 г. познакомились с компактными люминесцентными лампами (КЛЛ), которые потребляли в 5 раз меньше электроэнергии, а служили в 5-10 раз дольше. В 2011 г. сбыт экономичных КЛЛ принес операторам уже более половины дохода от реализации источников света (см. “Примерный объем реализации КЛЛ…”).Примерный объем реализации КЛЛ в Украине

В начале текущего десятилетия на украинском рынке стали появляться игроки, которые завозили из-за рубежа, в первую очередь из Европы и Китая, небольшие пробные партии LED-ламп и светильников, которые были по карману уже не только элитным потребителям, но и представителям среднего класса.

Этому способствовало массовое внедрение в мире LED-технологий, обусловившее значительное снижение цен на инновационные источники света в последние годы. Например, если в 2011 г. LED-лампы китайского производства мощностью 5 Вт (световой поток такой же, как у 40-ваттной лампы накаливания, срок службы в 2-3 раза больше, чем у люминесцентных ламп) в рознице стоили 200-250 грн., то в начале этого года — уже 50-60 грн.

Снижение цен активизировало потребительский спрос на светодиодную продукцию, что, в свою очередь, стимулировало поставщиков свето- и электротехники обратить внимание на новый развивающийся рынок. Екатерина Ушецкая заметила, что если год назад реализацией оптовых партий светодиодных ламп занимались 20-30 компаний, то в этом году — уже примерно 150, и их количество продолжает расти.

“В 2013 г. ускорился рост популярности энергосберегающих источников света — КЛЛ- и LED-ламп. Спрос на светодиодные лампы сейчас только формируется, но именно этот вид источников света является одним из наиболее перспективных. По оценкам Philips, прирост реализации LED-категории в 2013 г. составил около 60%”, — говорит г-жа Никиточкина.

Последние новости: