Как продать свое дело?

Как продать свое дело?
62

Какими бы ни были причины, подвигнувшие вас задуматься о продаже собственного бизнеса, решение следует принимать без спешки и взвешенно. Не каждый день в жизни большинства предпринимателей происходят такие события. Продажа бизнеса – очень тонкий и трудоемкий процесс, к которому необходимо обстоятельно подготовиться. Конечно, при условии, что выгодная продажа является вашей целью. Мы рассмотрим ситуации с продажами некрупных предприятий, так как купля-продажа больших компаний фактически невозможно продать своими силами.

Предварительные консультации

Способны ли вы самостоятельно и реально оценить свое дело? Для большинства предпринимателей это затруднительно. Другое дело, бизнес-брокер. Их работа заключается в продаже и покупке бизнесов. Но его комиссионные могут быть завышены. Так что если прибегните к помощи этого специалиста, ограничьтесь разовой консультацией. Кроме реальной цены, бизнес-брокер может дать советы, за счет чего можно увеличить стоимость бизнеса.

Еще один специалист, который вам точно понадобится – юрист. Он поможет подготовить все нужные документы и проконтролировать четкое выполнение условий сделки.

Повышаем стоимость бизнеса

Крайне важно, к моменту продажи привести все дела в порядок и показать свое дело в лучшем свете потенциальному покупателю. За счет чего это можно сделать:

  • проведение полной инвентаризации (точность исходных данных – один из секретов успеха);
  • снижение издержек (ликвидность бизнеса – главная причина желания приобрести ваш бизнес);
  • увеличение оборота (временно, на период до начала продажи бизнеса, вполне по силам увеличить оборот);
  • рост клиентской базы (еще один верный признак правильной стратегии компании);
  • получение более выгодных условий поставок, чем у конкурентов (также, временно решаемый вопрос);
  • отбеливание доходов (демонстрируйте максимально возможную прибыль «по-белому», так как словами финансовую состоятельность бизнеса не доказать).

Как видите, работы предстоит немало, но если действовать постепенно и уверенно, то все вполне по силам.

Готовность к продаже

Итак, с документацией полный порядок, оптимизация работы бизнеса выполнена. Значит, самое время задуматься над написанием и размещением объявления. Это также очень важный этап, если у вас, конечно, уже нет конкретного покупателя. Интернет пестрит заголовками о продаже готового бизнеса. Но общая масса из них сера и безлика. Возможно, именно качественно составленное объявление и решит судьбу в дальнейшем. Вот лишь несколько тезисных замечаний к его составлению:

  • определите целевую аудиторию для вашего объявления и пишите конкретно для нее;
  • вы продаете готовое дело, покажите его «живую» суть;
  • укажите конкурентные преимущества, которые делают ваш бизнес успешным;
  • не используйте общие и избитые фразы;
  • откажитесь от написания заголовка заглавными буквами;
  • протестируйте готовое обращение на знакомых и друзьях прежде, чем публиковать.

Пожалуй, это все. Дальше будут переговоры и заключение сделки. Человеку, который занимается не один год бизнесом, давать советы в таких делах – моветон.

Последние новости: