Мы не требуем полностью перекрыть экспорт металлолома, – Ольга Короткова, предправления ПАО «Интерпайп Днепропетровский втормет»

Мы не требуем полностью перекрыть экспорт металлолома, – Ольга Короткова, предправления ПАО «Интерпайп Днепропетровский втормет»
1435
Конфликт между ломовиками и металлургами существует давно (см. //www.business.ua/articles/metallurgy/Ne_v_lom-34840/). Причина ценообразование – ломозаготовители хотят продавать вторсырье подороже, а металлурги покупать подешевле. 


До сих пор цену на лом диктовали металлурги, исходя из своих экономических расчетов, а ломовики при этом хотят ориентироваться на котировки внешнего рынка, разумеется, в случае доступности к ним. Однако экспорт лома «закрыт» тарифными и нетарифными ограничениями: действует квота, пошлина, а также разрешительная система получения экспортных объемов.


В прошлом году на экспорт было отгружено 800 тыс. т лома, в нынешнем – ломовики хотят отправить 1,250 млн т и добиваются от Минэкономразвития, курирующего процедуру согласования экспортных поставок, не только сдвинуть процесс с мертвой точки – начать экспортные отгрузки, но и полностью «отпустить» рынок. 

Позицию компании «Интерпайп» по этому вопросу озвучила Ольга Короткова, председатель правления ПАО «Интерпайп Днепропетровский втормет» (поставляет лом электросталеплавильному заводу «Днепросталь», который входит в структуру «Интерпайпа»). 

– 9 апреля, в ходе «круглого стола» «Законодательное урегулирование оборота вторичных металлов» гендиректор «Интерпайпа» Олег Розенберг заявил, что в течение 4 месяцев поставки металлолома не осуществляются… 

– Действительно, мы ощущаем острую нехватку лома из-за чего мощности «Днепростали» сегодня недозагружены. 

– Возможно ли недостающие объемы лома завести из-за рубежа? 

– У нас сегодня нет такой возможности. Наличие пошлин (5% при импорте лома и 5% при импорте товара), неприспособленность украинских портов, а также удаленность этих портов от меткомбинатов, приводят к удорожанию стоимости вторсырья.

 – На сколько? 

– Примерно на 70 EUR на 1 т лома.

 – Готова ли компания лоббировать отмену импортной пошлины на лом? 

– Мы будем заинтересованы активно бороться против отмены импортной пошлины, когда будем понимать, что в экономически оправданном расстоянии от нас есть много лома. Еще недавно в качестве импортеров был Казахстан (в конце 2013 г. Казахстан закрыл экспорт лома – см. //www.business.ua/articles/konyuktura/І_ti_bruht-62396/ ). 

– «Интерпайп» готов сегодня поднять закупочную цену на лом, чтобы увеличить поставки от украинских ломовиков? 

– Это не позволяет сделать стоимость круглой заготовки, которую мы экспортируем. К тому же, с учетом всех транспортных затрат и расходов на подготовку металлоломной шихты, стоимость лома на входе на завод «Днепросталь» получается примерно $240 за 1 т, что всего лишь на $5-10 на 1 т меньше по сравнению с экспортной ценой (ценой, которую получают турецкие металлурги). 

– Многие ломовики жалуются на негативную платежную дисциплину (задержки порой доходят до полугода) или вообще на неоплату платежей со стороны металлургов. Какая задолженность вашей компании перед ломозаготовщиками? 

– Это одна из спекуляций. Со стороны ломовиков некорректно так выражаться, поскольку ни у одного метпредприятия, как и у нас, по состоянию на 1 апреля нет больших задолженностей. Стандартная форма оплаты: после отгрузки вагона лома и присылки накладной сразу же оплачивается часть средств. 

– Какова позиция компании в вопросе ограничения экспорта лома? 

– Мы заинтересованы получать то количество лома, которое требуется для бесперебойной работы «Днепростали» (руководство не готово озвучить объем выплавки стали и объем необходимого количества лома в 2015 г.Ред.). Мы не выступаем за полное закрытие экспорта лома. К тому же всячески поддерживаем дерегуляцию и прозрачность рынка лома и готовы поддерживать эти инициативы со стороны государства. Мы за то, чтобы в нынешних условия не открыть полностью экспорт, поскольку ломовики все заготовленные объемы лома вывезут и металлурги останутся без сырья. Должен существовать прозрачный механизм распределения экспортных объемов. 

– Откуда взялась цифра в 1,250 млн т, которая оговаривается в качестве размера экспортной квоты на лом в 2015 г.? 

– Эта цифра озвучена ломовиками и, судя по всему, является максимальным объемом, который они смогут вывести через порты.

– Какова обеспеченность «Интерпайпа» собственной ломозаготовкой? 

– Примерно в 50-55%, это учитывая отсутствие луганского втормета, который захвачен и не работает с лета прошлого года. Остальное мы закупаем у третьих лиц. 

– Планируете ли увеличивать мощности вследствие потери ломосборной площадки в Луганской области? 

– Мы расширяем свое присутствие в Киеве, поскольку здесь рынок более емкий. Меняем одну площадку на другую, чуть побольше, и оснащаем ее оборудованием. 

– Вы смогли вывести оборудование из Луганской области? 

– Нет. Все осталось там и, видимо, многое из оборудования и оснащения уже потеряно. Луганский втормет собирал 150 тыс. т лома в год.

– Планируете развивать переработку автомобильного лома, так называемый авторециклинг? 

– Мы пока не планируем этим заниматься. Это специфический вид переработки, который требует значительных инвестиций в оборудование – десятков миллионов долларов. Для этого требуются специальные компании, которые готовы скупать нерабочий транспорт у населения и складировать его для дальнейшей переработки (утилизация шин, пластика, стекла, горюче-смазочных материалов и др.). 

Наталия Шевченко, БИЗНЕС


Последние новости: