ЕСВ-горячка

ЕСВ-горячка
485
В Украине одна из самых высоких в мире налоговых нагрузок на фонд оплаты труда. При этом большинство сограждан абсолютно не смущает выдача зарплаты “в конверте” без обложения налогами. Как ликвидировать теневой сектор экономики? Все просто: достаточно уменьшить нагрузку на фонд оплаты труда.

Как отмечает премьер-министр Арсений Яценюк, ставка единого социального взноса (ЕСВ) на уровне 41% — это слишком большая нагрузка на фонд зарплаты.
Итак, что дает “новогодняя” реформа ЕСВ бизнесу? Позволит ли такая реформа “отбелить” зарплаты “в конвертах”?

Что на “термометре”
В ночь с 28 на 29 декабря ушедшего года парламент работал очень интенсивно. Сложилось впечатление, что народные избранники настолько спешили на отдых, чтобы отметить Новый год и Рождество, что принимали законы не глядя. Ночные “посиделки” депутатов не ограничились голосованием за Госбюджет на 2015 г. и за законопроекты, посвященные налоговой реформе и отмене целого ряда льгот.

На рассмотрение парламентариев с комментариями премьера — “Если предприятие увеличивает фонд оплаты труда на 30%, если заработная плата в этом предприятии превышает две минимальные заработные платы и если предприятие исполняет все условия по детенизации, т.е. фактически увеличивает размер зарплат, тогда это предприятие начинает платить ЕСВ в размере 16,4%, а не 41%, как это есть сегодня”, — был вынесен еще один законопроект. И Верховная Рада дружно его приняла.

А сегодня мы имеем принятый наспех 3акон №77 о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда, большинство положений которого уже вступили в силу с 1 января (см. “Бухгалтерия” №1-2 за 2015 г., с.39-56).

Причем вызывает неподдельный интерес то, что этот Закон был официально опубликован на день ранее, чем его подписал глава государства! Кроме того, опубликованный вариант несколько отличается от того, что озвучил г-н Яценюк в парламенте.

Система начисления и уплаты ЕСВ в настоящее время довольно сложная. Наличие разных категорий застрахованных лиц и страхователей, разных баз начисления и целого спектра ставок ЕСВ только усложняет алгоритм начисления и уплаты этого взноса. Непонятно, откуда Арсений Яценюк взял пресловутую цифру “41”? Больше похоже на температуру, по достижении которой требуется немедленная госпитализация больного.

Преобладающее большинство плательщиков ЕСВ составляют работодатели (юридические и физические лица — предприниматели, а также те, кто обеспечивает себя работой самостоятельно или использует труд наемных работников). Для них в ч.5 ст.8 Закона о ЕСВ предусмотрены около 70 различных ставок этого взноса в зависимости от рисковости компании (т.е. класса профессионального риска производства). Но ставки в 41% среди них нет (из близлежащих — 40,4% и 42,61%).

Плательщиками ЕСВ также являются физлица, работающие на условиях трудового договора либо выполняющие работы (предоставляющие услуги) на основании гражданско-правовых договоров (ГПД), проще говоря, договоров подряда. Законом о ЕСВ предусмотрено, что сбор за них начисляет и уплачивает работодатель-страхователь за счет дохода, полученного физлицом. К примеру, ставка, по которой ЕСВ удерживается из зарплаты наемного работника, составляет 3,6%.

Если из 41%, к примеру, вычесть 3,6%, то получим 37,4%. Больше похоже (если цифры 4 и 7 поменять местами) на 34,7% — ставку ЕСВ для работодателей — физических лиц по вознаграждениям, которое такие работодатели выплачивают по ГПД. Неужели Арсений Петрович отталкивался от этих ставок?!

“Брюки превращаются…”
В п.3 раздела II Закона №77 законодатели предусмотрели возможность начислять ЕСВ на зарплату и вознаграждения по ГПД по сниженной ставке. И на первый взгляд может показаться, что достаточно умножить обычную ставку на коэффициент 0,4, тогда платежи по ЕСВ уменьшатся аж на 60%. Но не так все просто…

Понижающий коэффициент применяется только для ставок начисления ЕСВ, определенных в ч.5 ст.8 Закона о ЕСВ, а для удержания ЕСВ — нет. Но и это не главное. Применять понижающий коэффициент получат право только те субъекты хозяйствования, которые удовлетворяют одновременно четырем критериям (см. “ЕСВ-критерии”).

Из этого правила есть небольшое исключение. Если не выполняется лишь первый критерий, а с остальными все нормально, то субъект хозяйствования может рассчитывать на сниженную ставку ЕСВ, но определенную следующим образом:

Общая среднемесячная база для ЕСВ за 2014 г.:
Общая месячная база ЕСВ для соответствующего месяца ×
Ставка начисления ЕСВ.

Но в любом случае сей коэффициент не может быть меньше 0,4.
Благодаря Закону №77 в новой редакции Закона о ЕСВ появилась одна интересная норма (последний абзац ч.5 ст.8), касающаяся совместителей, в которой указано, что в отношении дохода по неосновному месту работы ставку ЕСВ используют “без применения коэффициента базы начисления”.

Но такого понятия как “база начисления” нет ни в Законе №77, ни в Законе о ЕСВ. Возможно, имеется в виду, что в отношении зарплаты совместителей не действует коэффициент ставки начисления? Так что вопрос о применении пониженной ставки к зарплате совместителей завис в воздухе…

Следовательно, коэффициентом для понижения ставки ЕСВ (да и то, при прояснении всех белых пятен!) могут воспользоваться только единичные предприятия. Даже если на предприятии и так у каждого сотрудника зарплата не менее 3654 грн. (удовлетворяет четвертому критерию), для удовлетворения первому критерию компании фактически придется мухлевать со своим списочным составом, переводя сотрудников из одного предприятия в другое.

При этом легально работающие компании заставляют еще повысить зарплату работникам на 30%, что в нынешних условиях экономического спада немногим по карману. Такие критерии лишают возможности использовать коэффициент для понижения ставки ЕСВ предприятий, которые и так уже выплачивают “белую” зарплату, и оставляют стимулы лишь для тех, кто только выходит из тени. Видимо, законодатели считают, что в стране нет честных и ответственных компаний, которые много лет “по-белому” платят очень немаленькие зарплаты своим сотрудникам.

Но даже если предприятие “вылезет из кожи” и каким-то чудом удовлетворит всем упомянутым критериям, с 1 января 2016 г. коэффициент, применяемый к ставке ЕСВ, будет повышен с 0,4 до 0,6, т.е. фактически ставка начисления ЕСВ увеличится. Хотя нет никаких гарантий, что Закон №77 доживет в таком виде до следующего года.

Законодатели фактически создали такие условия, что после легализации сумма начисленного ЕСВ не уменьшится, но при этом увеличатся суммы удерживаемого ЕСВ (3,6%), налога на доходы физлиц (15% или 20%) и военного сбора (1,5%), что фактически является прямым ростом налоговой нагрузки на бизнес.

Операция “Мотивация”
Допустим, предприятие все же решилось повысить зарплату своим сотрудникам. Составляющие последней указаны в ст.2 Закона об оплате труда.

Исходя из этого делаем вывод, что, во-первых, можно увеличить основную зарплату (повысить тарифные ставки (оклады), а также сдельные расценки для рабочих и должностные оклады для служащих).

Во-вторых, может потребоваться установление или увеличение дополнительной зарплаты (доплат, надбавок, гарантийных и компенсационных выплат, предусмотренных действующим законодательством; премий, связанных с выполнением производственных заданий и функций).

В-третьих, работодатель может установить или повысить размеры существующих прочих поощрительных и компенсационных выплат (выплат в форме вознаграждений по итогам работы за год, премий по специальными системам и положениям, компенсационных и других денежных и материальных выплат, не предусмотренные актами действующего законодательства либо осуществляемых сверх установленных указанными актами норм).

Как документально оформить повышение всем сотрудникам основной зарплаты, а также доплат, надбавок и компенсационных выплат, см. “Бухгалтерия” №1-2 за 2015 г., с.57-61.

Однако следует помнить, что в минимальную зарплату не включаются “доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты” (ч.2 ст.3 Закона об оплате труда). С одной стороны, указанные выплаты однозначно входят в базу начисления ЕСВ (абз.1 п.1 ч.1 ст.7 Закона о ЕСВ).

А с другой стороны, удовлетворяет ли увеличение или установление таких выплат злополучным критериям, которые дают право на применение пониженной ставки ЕСВ? С этим вопросом газета “Бухгалтерия” обратилась в Государственную фискальную службу. И будет обидно, если налоговики поддержат фискальный подход.

Последние новости: