Деньгопровод

Деньгопровод
612

Картами расплачиваются все чаще и охотнее. PoS—терминалы становятся предметом необходимости как для крупного, так и для мелкого бизнеса

Владелец небольшой парикмахерской в спальном районе Киева Валерий Г. на всякий случай установил PoS-терминал для оплаты картами еще пару лет назад, когда торговцев заставляли внедрять терминалы под административным давлением.

Долгое время устройство фактически не работало, пылясь под столом. Но теперь ситуация изменилась, терминал стал востребованным приспособлением, и работникам все-таки пришлось его освоить.

Терминализация
Вопрос, как начать принимать карты к оплате, актуален и для многих других предпринимателей из сферы розничной торговли. Услуги по приему карт (торговый эквайринг) предоставляют банки. Хотя сейчас в стране все еще немало финучреждений (около 120), эквайринг предлагают всего несколько десятков банков.

По данным НБУ, к 1 октября торговые PoS-терминалы устанавливали 40 банков, 20 финучреждений располагали парками терминалов в несколько сотен устройств, а десять — сетью из более чем 1 тыс. терминалов. Как видим, выбор для предпринимателей не очень-то и велик. А в набирающем популярность интернет-эквайринг круг потенциальных поставщиков услуги еще уже, учитывая ее повышенную технологичность.

Безоговорочным лидером в этом сегменте карточного рынка уже много лет является ПриватБанк. По данным НБУ, к 1 октября финучреждение располагало 106 тыс. PoS-терминалов в
64,5 тыс. точек продаж, что соответствует рыночной доле, превышающей 60%! Следует отметить, что этот банк продолжает увеличивать свою сеть.

 Так, за июль — сентябрь были установлены еще 4 тыс. устройств. На протяжении многих последних лет основную конкуренцию ПриватБанку составлял “Райффайзен Банк Аваль”. Однако в 2015 г. этот банк был оттеснен на третью позицию государственным Ощадбанком, который проводит весьма агрессивную экспансию на карточном рынке.

Правда, пока Ощадбанк фокусируется в основном на крупной клиентуре, переманивая ее у конкурентов. За минувший квартал госбанк увеличил терминальный парк более чем на 1 тыс. устройств.

Таких результатов банки вряд ли бы добились без роста заинтересованности потребителей товаров и услуг к оплате банковской картой, с одной стороны, и бизнеса — к приему безналичной оплаты, с другой.

“В последнее время клиенты все чаще начали интересоваться возможностью расчета картой, — рассказывает Валерий Г. — Отказывать им в этом стало рискованно: вдруг, развернутся и уйдут”.

Ценная коробочка
Сегодня срок рассмотрения эквайринговой заявки, до установки и подключения терминалов,
в большинстве банков составляет 7-10 рабочих дней. Зачисление оплаты клиентов за товары или услуги на счет компании как у обычных, так и у интернет-эквайеров происходит на следующий день после дня совершения оплаты.

Отметим, что эквайринговые комиссионные удерживаются автоматически, по факту оплаты картой. Почти все игроки готовы устанавливать как обычные, так и беспроводные GPRS-терминалы. При этом плата за эквайринг в таком случае почти одинаковая.

Что важно, теперь банки готовы предоставлять компаниям и частным предпринимателям терминал в пользование бесплатно. Оплата же эквайринговых услуг банка состоит из двух комиссионных — месячной абонентской платы и доли от суммы принятых платежей.

Размер фиксированных комиссионных составляет 200-300 грн. в месяц. Более того, некоторые банки не взимают фиксированную абонплату вовсе, а некоторые — только в том случае, если обороты у клиента меньше какой-то определенной суммы, например 10 тыс.грн. или 15 тыс.грн. в месяц.

Если анализировать размер комиссионных от оборота, то для представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) действует тариф, составляющий в среднем около 2% оборота. Это базовые условия. Клиентам важно понимать, что в зависимости от их оборотов банк может устанавливать скидки.

К тому же взимаемые банком комиссионные часто зависят от того, картами какого финучреждения осуществляется расчет. Если банк-эквайер одновременно является банком-эмитентом карты, то комиссионные минимальны — от 1%. Хотя крупнейшие игроки — ПриватБанк, Ощадбанк и “Райффайзен Банк Аваль” — не устанавливают тарифных преференций для “своих” карт.

Все — по безналу
Отечественный карточный рынок, похоже, переживает ренессанс. Во всяком случае, об этом свидетельствуют статистические данные НБУ. По итогам III квартала текущего года был зафиксирован рост всех основных показателей, характеризующих развитие карточного рынка, — в частности, количество активных карт, объемов карточных транзакций.

Однако основной тренд все же заключается в том, что держатели пластика все чаще используют его для осуществления безналичных расчетов, а не для снятия наличных в банкоматах. Статистика красноречива. За три четверти текущего года как объемы, так и количество безналичных операций по картам уже превысили показатель всего предыдущего года.

Таким образом, можно смело прогнозировать, что прирост “год к году” может составить 25-30%. Все это происходит за счет увеличения доли безналичных расчетов в общем карточном трафике. Динамика этих показателей также впечатляет. В III квартале 2015 г. доля безналичных операций (по объему) превысила 31%.

Для сравнения: еще в 2013 г. этот показатель составлял всего 17%, а в 2014 г. — 25%. Куда солиднее показатели по количеству операций. В III квартале доля безналичных операций достигла почти 67%, т.е. 2/3 всех пластиковых транзакций. Аналогичный показатель 2013 г. — 44%, а 2014 г. — 56%.

Почти двукратная разница в показателях (объем vs. количество) объясняется тем, что средняя сумма одной банкоматной транзакции объективно в разы выше, чем терминальной. Так, по итогам последнего квартала средняя сумма снятия наличных составила 1255 грн., тогда как безналичного платежа — всего 282 грн.

Так как в последнее время растет популярность бесконтактных платежей на небольшие суммы, можно прогнозировать дальнейший рост разницы между объемами и количеством безналичных транзакций. Чего стоят только бесконтактные расчеты в столичном метро!

Естественно, бум безналичных карточных расчетов сопровождался развитием инфраструктуры по приему карт к оплате. В III квартале текущего года количество установленных PoS-терминалов снова начало расти. За июль — сентябрь их количество выросло на 6 тыс., до 168,7 тыс. устройств.

Напомним: наибольшее количество терминалов было зафиксировано к началу 2014 г. и превышало 192 тыс. устройств. Однако аннексия Крыма и оккупация части Донбасса автоматически привели к сокращению платежной инфраструктуры. Отметим, что количество банкоматов, напротив, продолжает уменьшаться.

Примечательно, что параллельно с увеличением количества PoS-терминалов растет и количество торговых точек, где можно расплатиться картами. По данным НБУ, только за III квартал
2015 г. прирост составил почти 7 тыс. предприятий торговли и сферы услуг. В итоге их уже почти 122 тыс. Примерно столько же торговых точек принимали карты в “довоенный период”.

Последние новости: