“Договоры о согласовании цен в сфере ТЦО — спасательный круг для налогоплательщиков в эру БЭПС”

“Договоры о согласовании цен  в сфере ТЦО — спасательный круг для налогоплательщиков  в эру БЭПС”
954

Александр Лепетюк, заместитель начальника Офиса крупных налогоплательщиков ГФС, советник налоговой и таможенной службы I ранга, кандидат юридических наук:

— В последнее время внимание международного сообщества приковано к проблеме размывания базы налогообложения и ее перемещения в низконалоговые юрисдикции, которая известна как БЭПС (англ. base erosion and profit shifting. — Ред.). Что скрывается за ней?
— В схематичном виде БЭПС можно разделить на два взаимосвязанных процесса.
Во-первых, это размывание базы налогообложения, в частности путем завышения расходов в государствах с высоким уровнем налогообложения в целях уменьшения базы для начисления налогов (например, долговое финансирование в рамках транснациональных компаний), а во-вторых, это перемещение точки прибыли в низконалоговые юрисдикции, например, посредством передачи генерирующего доход актива (например, права на торговую марку, связанного с получением роялти).

— Как другие страны противодействуют размыванию базы налогообложения?
— Силами “Большой двадцатки” и ОЭСР инициирована глобальная кампания противодействия БЭПС, к которой по состоянию на сентябрь 2016 г. присоединились уже 85 государств.

В рамках этой кампании в ближайшем будущем планируется кардинально изменить ситуацию и уменьшить разрушительное влияние БЭПС с помощью своевременного, надлежащего и широкого проведения определенных мероприятий.

Эти мероприятия объединены в 15 направлений по борьбе с БЭПС — от анализа налоговых вызовов в сфере электронной коммерции до разработки многостороннего инструмента (соглашения) для обеспечения надлежащего и своевременного внедрения разработанных стандартов в практику.

— Каким из направлений борьбы с БЭПС можно отвести особую роль в контексте договоров о предварительном согласовании цен в контролируемых операциях между налогоплательщиками и контролирующими органами?
— Это направления “Более эффективное противодействие вредным налоговым практикам
с учетом требований прозрачности и содержания” (№5) и “Пересмотр документации по трансфертному ценообразованию” (№13).

Меры первого из упомянутых направлений предусматривают внедрение механизма обязательного спонтанного обмена разъяснениями (tax rulings) относительно преференциальных режимов между контролирующими органами разных государств.

И хотя договоры о согласовании цен никоим образом не могут быть примером предоставления преференциаль­ных режимов, в отсутствие надлежащей прозрачности они могут приводить к искажениям и способствовать практике уклонения от налогообложения, особенно в случае одностороннего характера таких договоров.

В рамках второго направления предусматривается внедрение нового стандарта отчетности по трансфертному ценообразованию (ТЦО). Исходя из него транснациональные компании, которые будут удовлетворять установленным критериям, вынуждены будут подавать в контролирующие органы отчетность трех типов.

Первый тип — главный файл (master file), который будет содержать информацию об организационной структуре группы, общее описание бизнес-процессов в группе, общее описание нематериальных активов в группе, их внутригрупповые финансовые операции и т.п.

Второй — локальный файл (local file), который будет охватывать информацию о контролируемых операциях, их суммах и анализ обоснования использованного подхода к ним в контексте ТЦО по каждому из государств, в которых присутствует транснациональная компания.

Третий тип — отчет по каждому из государств присутствия такой компаний (country-by-country report).

Этот отчет будет содержать ежегодно обновляемую информацию по каждому из государств относительно сумм полученного дохода от независимых и зависимых лиц, прибыли до налогообложения, размера уплаченных налогов, уставного капитала, количества сотрудников и материальных активов.

Отметим, что подобную отчетность будут подавать только транснациональные компании, ежегодный доход которых за предыдущий период превысил EUR750 млн.

— То есть кампания “Большой двадцатки” и ОЭСР по ограничению негативного влияния БЭПС непосредственно будет касаться и механизма использования договоров о согласовании цен. Как влияют такие нововведения на привлекательность договоров о согласовании цен с точки зрения защиты интересов налогоплательщиков?
— Нововведения в сфере трансфертного ценообразования, разработанные в целях ограничения негативного влияния БЭПС, не только усиливают имеющийся инструментарий контролирующих органов, но и потенциально расширяют возможности для принятия ими решений в сфере ТЦО на принципах дискрецион­ности.

Например, согласно параграфу 1.65 обновленного Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых служб, в отдельных случаях контролирующие органы получают возможность не признавать те или иные контролируемые операции.

В частности, если “форма и содержание операции остаются такими же, но договоренности, заключенные по операции и рассматриваемые в целом, отличаются от договоренностей, которые заключили бы независимые предприятия, действующие в соответствии с коммерческой логикой, и существующая структура мешает налоговой службе определить соответствующую трансфертную цену”.

Использование в данном случае словосочетания “коммерческая логика” (commercially rational manner) оставляет широкое пространство для толкования, что расширяет возможности для возникновения двойного налогообложения и возможности для принятия контролирующими органами решений, основанных на принципах дискреционности.

Или, скажем, одним из мероприятий в рамках направления №9 Плана мероприятий по противодействию БЭПС, разработанного ОЭСР, является “уточнение механизма применения методов трансфертного ценообразования, в частности метода распределения прибыли в контексте глобальных цепочек создания стоимости”.

Хотя работа ОЭСР в этом направлении еще не завершена, уже сейчас можно утверждать, что фокусирование внимания ОЭСР на методе распределения прибыли вряд ли отвечает интересам налогоплательщиков.

Этот метод считается сложным и наиболее субъективным из всех методов ТЦО, что опять-таки расширяет возможности для принятия контролирующим органом решений, основанных на собственном суждении, а потому может усиливать неопределенность для налогоплательщиков в контексте ТЦО.

Поэтому считаю, что одним из инструментов минимизации негативных последствий предложенных нововведений могут стать договоры о согласовании цен между налогоплательщиком и контролирующим органом.

— Какие преимущества будут у налогоплательщика в случае заключения договора о согласовании цен в контексте грядущих нововведений, связанных противодействием БЭПС?
— Согласно параграфу 4.123 Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых служб, под договором о согласовании цен понимается соглашение, которое определяет на этапе, предшествующем контролируемым операциям, соответствующий набор критериев (например, метод, параметры сопоставимости и соответствующие корректировки, критические предположения о будущих событиях) для определения ТЦО по указанным операциям в течение установленного периода.

А преимуществом использования договоров о согласовании цен в контексте изменений в сфере ТЦО, предусмотренных в рамках кампании по противодействию БЭПС, можно назвать, например, проактивную позицию налогоплательщика.

В отсутствие заключенного договора о согласовании цен единственной возможностью для устранения негативных последствий двойного налогообложения в контексте таких изменений остается использование возможностей процедуры взаимного согласования (mutual agreement procedure).

Вместе с тем стоит отметить, что процедура взаимного согласования, в отличие от договоров о согласовании цен, вряд ли предусматривает проактивную роль налогоплательщика, не предотвращает возникновения аналогичных вопросов повторно и может быть инициирована только после соответствующей оценки со стороны контролирующих органов.

Еще одним преимуществом можно считать возможность ограничения профискального подхода в толковании контролирующими органами спорных вопросов.

Благодаря тому, что заключение договоров о согласовании цен является функцией центрального аппарата Государственной фискальной службы и осуществляется с учетом требований единства и последовательности используемых подходов, подобная практика предотвращает негативные последствия профискального толкования спорных вопросов в контексте ТЦО, которые могут возникнуть во время проверки.

— А Украина уже присоединилась к списку государств, имплементировавших стандарты противодействия БЭПС?
— Пока нет, но это вопрос ближайшего времени. Во-первых, Указом Президента Украины №180 от 28.04.16 г. “О мерах по противодействию уменьшению налоговой базы и перемещению прибылей за границу” поставлена задача как подготовки необходимых нормативно-правовых изменений, так и организации присоединения Украины к кампании “Большой двадцатки” и ОЭСР по противодействию БЭПС.

Во-вторых, начиная с апреля текущего года рассматриваются возможности применения защитных мер к тем государствам, которые по состоянию на июль 2017 г. не будут демонстрировать надлежащего прогресса в вопросах внедрения стандартов прозрачности и автоматического обмена информацией.

В-третьих, внедрение стандартов противодействия БЭПС непосредственно предусмотрено положениями о соблюдении требований надлежащего управления в сфере налогообложения в соответствии со ст.350 Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

Ведь обновленные принципы надлежащего управления в сфере налогообложения в толковании Еврокомиссии непосредственно содержат указание на необходимость внедрения стандартов противодействия БЭПС.

— То есть вы советуете отечественным налогоплательщикам заключать договоры о согласовании цен уже сейчас?
— Именно так. Постановлением Кабмина №504 от 17.07.15 г. “Об утверждении Порядка предварительного согласования цен…” четко определен порядок заключения договоров о предварительном согласовании цен в контролируемых операциях.

Но наши налогоплательщики не спешат использовать возможности соответствующего инструмента, что выглядит несколько нелогично.

Ведь в условиях неизбежного изменения правил ТЦО в соответствии со стандартами противодействия БЭПС договоры о согласовании цен — это уникальная возможность для уменьшения неопределенности, ограничения негативного влияния потенциальных нововведений и предотвращения возникновение спорных ситуаций в отношениях с контролирующим органом.

Елена Кушина


Последние новости: