Гарантийное осуживание

Гарантийное осуживание
757

МТСБУ инициировало процедуру банкротства СК “Гарант—Авто”

Дирекция Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) подала в Хозяйственный суд Киева иск для признания ПАО “УСК “Гарант-Авто” банкротом. Надо сказать, процесс выведения с рынка проблемной страховой компании (СК) занял довольно много времени.

Отметим, что УСК “Гарант-Авто” утратила статус ассоциированного члена МТСБУ еще в декабре 2014 г. Напомним, что потеря членства в Бюро лишает страховщика права заключать новые договоры обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, но не избавляет от выполнения обязательств по ранее заключенным договорам.

Бюро приняло решение об исключении этой СК в связи с тем, что последняя начала накапливать долги по обязательным отчислениям в фонды МТСБУ. Собственно, долг не погашался более двух месяцев.

Позднее, 19 февраля 2015 г., Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, приняла решение аннулировать лицензию УСК “Гарант-Авто” на осуществление деятельности на рынке “автогражданки”.

Никаких гарантий
Следует отметить, что история СК “Гарант-Авто” является ярким примером того, к чему может привести разочарование крупных иностранных инвесторов в украинском финансовом рынке. Ведь изначально этой компании прочили светлое будущее.

Особенно когда в 2006 г. ее контрольный пакет акций (52,39%) приобрел один из крупнейших игроков на европейском финансовом рынке — Generali Vienna Group. Тогда на страховой и банковский рынки Украины хотели попасть многие инвесторы.

Впрочем, запала у Generali хватило всего на четыре года. Мировой финансовый кризис заставил по-новому расставить приоритеты, а украинская “дочка”, видимо, не смогла доказать свою ценность.

В итоге, в начале 2011 г. Generali Vienna Group объявила об уходе с украинского рынка и продаже своего пакета акций трем зарегистрированным на Кипре компаниям. История показала, что, лишившись поддержки стратегического инвестора, “Гарант-Авто” уже спустя три года попала под санкции за невыполнение взятых обязательств.

Быстрых денег не будет
Желание МТСБУ начать процедуру банкротства проблемной СК объясняется очень просто. Бюро выступает гарантом выполнения страховщиками своих обязательств по договорам “автогражданки”.

 При этом, согласно действующему законодательству, МТСБУ не может начать выплаты по долгам страховщика-банкрота по договорам “автогражданки” до тех пор, пока в рамках процедуры банкротства не будет утвержден ликвидационный баланс страховой компании.

В связи с этим Бюро в своем сообщении обращает внимание на то, что все клиенты, у которых страховой случай наступил до дня принятия Хозяйственным судом Киева постановления о признании страховщика банкротом и начале ликвидационной процедуры, имеют право требовать выплату страхового возмещения за счет имущества страховщика.

При этом необходимо будет обратиться в ликвидационную комиссию СК для внесения требований в реестр кредиторов.

Если же в результате ликвидации страховщика выплату по страховому случаю получить не удастся, клиентам СК-банкрота следует добиваться выплаты из гарантийного фонда МТСБУ. Правда, на скорое получение средств рассчитывать не приходится. Это признает и руководство Бюро.

“К сожалению, в соответствии с действующим законодательством осуществить возмещение потерпевшим по договорам обязательного страхования автогражданской ответственности, заключенным СК “Гарант-Авто”, можно только после утверждения ликвидацион­ного баланса.

Как показывает судебная практика, рассмотрение дел о банкротстве длится по нескольку лет”, — пояснил Владимир Шевченко, генеральный директор МТСБУ. При этом руководство Бюро возлагает надежды на принятие Верховной Радой законопроекта №3551.

Принятие этого документа позволит МТСБУ начать регламентные выплаты по долгам СК пострадавшим из своих фондов сразу после возбуждения дела о банкротстве или принятия решения об отзыве лицензии страховой компании.

Очевидно, что это существенно упростит и сократит сроки возмещения вреда по полисам разорившихся участников рынка “автогражданки”. Пока же клиентам придется томиться в долгом ожидании.

Опыт имеется
Пример СК “Гарант-Авто” не единственный на отечественном страховом рынке. Рынок “автогражданки” накопил уже довольно богатый опыт банкротств страховых компаний.

Причем если одни СК действительно оказывались неспособными бороться с нарастающим финансовым кризисом, то другие просто оказывались нечистыми на руку игроками, которые и не ставили целью построение многолетней стратегии развития и завоевания лояльности клиентов.

Часто целью был быстрый сбор средств на рынке “автогражданки” с последующим “сливом” СК. Так было, например, с СК “Лафорт”, которая в один прекрасный день просто съехала из занимаемых офисов.

Теперь же МТСБУ приходится отлаживать механизмы расчетов с пострадавшими владельцами полисов “автогражданки”. Бюро, в частности, сообщает, что продолжает прием заявлений о выплате возмещений по договорам обанкротившихся СК “Лафорт” и СК “Авионика”.

“Ежедневно мы получаем около 40 заявлений от пострадавших клиентов СК “Лафорт” и СК “Авионика”.

 Выплаты из фондов МТСБУ уже начались. Уверяем, что все требования, которые подлежат удовлетворению в соответствии с законодательством, будут выполнены как можно быстрее и в полном объеме”, — заявила Людмила Белошицкая, заместитель генерального директора МТСБУ.

Госрегулирование
Действуем по протоколу
С 1 февраля вдвое, до 50 тыс.грн., увеличивается лимит выплаты по полису “автогражданки”, установленный для урегулирования ДТП с помощью “европротокола” без привлечения полиции.

Отметим, что Нацкомфин­услуг также подготовила и отправила на госрегистрацию распоряжение об увеличении общих лимитов ответственности СК по полисам “автогражданки”: за нанесение в результате ДТП материального вреда — с 50 тыс. грн. до 100 тыс.грн., за нанесение вреда здоровью — со 100 тыс.грн. до 200 тыс.грн.

О дате вступления в силу новых лимитов ответственности СК по договорам “автогражданки” пока не сообщалось.

По данным МТСБУ, за 11 месяцев прошлого года выплаты по полисам “автогражданки” с применением “европротокола” составили 64,2 млн грн., что на 33,7% больше, чем за аналогичный период 2014 г.

“Европротокол” был введен в Украине 19 сентября 2011 г. Это стало возможным благодаря принятию законодательства, позволяющего применение в определенных случаях упрощенной процедуры оформления ДТП.

Собственно, нововведения позволяют автомобилистам оформлять ДТП без привлечения представителей полиции и при этом иметь право на получение выплаты по полисам “автогражданки”. Правда, эта процедура возможна только при соблюдении ряда условий:
  • в ДТП не должно быть травмированных и погибших;
  • участники ДТП должны достичь согласия по поводу обстоятельств ДТП и виновника произошедшего;
  • размер вреда пострадавшей стороны не должен превышать лимит, установленный для выплат по “европротоколу”;
  • участники ДТП должны быть трезвыми.


Последние новости: