“Главное — создать среду, в которой можно было бы строить бизнес”

“Главное — создать среду, в которой можно было бы строить бизнес”
613

Жан-Ив Ле Берр, CEO AXA Emerging Europe

В конце прошлого года на рынке регулярно возникали слухи о том, что то одна, то другая западная страховая группа решила свернуть свою активность в Украине. Иногда эти слухи находили подтверждение, иногда — нет. БИЗНЕСу удалось пообщаться с одним из топ-менеджеров AXA Group, которая имеет в Украине дочернюю страховую компанию “АХА Страхование”, являющуюся лидером на рынке рискового страхования.

О том, намерена AXA Group покидать Украину или далее развивать бизнес, о структурных изменениях в самой группе, а также о новых технологиях и опыте работы в разных регионах, БИЗНЕСу рассказал Жан-Ив Ле Берр, CEO AXA Emerging Europe.

О реорганизации бизнеса
— Не так давно АХА Group решила изменить свою организационную структуру, в результате чего украинское подразделение было отнесено к региону развивающихся стран. Почему было принято такое решение?
— 1 сентября 2016 г. АХА Group возглавил новый генеральный директор — Томас Буберл. Смена топ-менеджмента привнесла в AXA Group свежий взгляд, новое видение организации бизнеса.

В результате в структуре управления бизнесами группы появились два новых региона. Первый — развивающиеся рынки Европы, Среднего Востока, Африки и Латинской Америки (EMEA LATAM). Он включает 29 стран. Второй — рынки Азии. В него входят девять стран.

Идея состояла в объединении управления бизнесом в странах со схожими уровнем зрелости, размерами и развитием экономики. Ведь, например, в предыдущей организационной структуре Украина попадала в группу таких стран, как Бельгия, Швейцария и Германия.

Но на самом деле гораздо больше схожих вопросов нам приходится решать на развивающихся рынках, пусть даже в странах, расположенных на разных континентах. Новая организация позволяет эффективно применять общие подходы к ведению бизнеса, похожие решения для разных регионов.

— Какие преимущества новая организация дает СК “АХА Страхование” в Украине?
— Главное преимущество этого объединения — возможность делиться опытом, идеями, инструментами, технологиями. Украинская дочерняя компания сможет легче и быстрее применять здесь похожие решения, опробованные на других развивающихся рынках.

Ведь очевидно, что успешно использовать одинаковые подходы для, скажем, швейцарского и греческого страховых рынков очень сложно. Они имеют разный уровень развития, масштабы бизнеса. На развитых рынках с высоким проникновением страхования наши подразделения имеют большие объемы бизнеса.

Соответственно, они могут позволить себе бòльшие инвестиции, например, в развитие IT-инфраструктуры, в другие инструменты, нежели компании в Польше, Греции, Украине, Латинской Америке.

Об обмене опытом

— Может ли опыт, приобретенный на страховом рынке Колумбии или Турции, быть применим в работе украинского финансового сектора?
— Мы работаем в сфере финансовых услуг. В отличие от, например, провайдеров мобильных устройств, мы должны существенно локализовать свои продукты, исходя из местных особенностей, законодательных ограничений. Каждый продукт мы должны адаптировать к требованиям локального рынка. Тем не менее мы можем учиться друг у друга, делиться методами ведения бизнеса.

Сейчас АХА инвестирует значительные ресурсы в развитие диджитал во всех странах, в том числе и в Украине. В некоторых странах мы разрабатываем и внедряем мобильные приложения в сфере страхования, которые позволяют клиентам с помощью телефона управлять своими страховыми продуктами, знакомиться с подробностями условий страхования, заявлять о страховых событиях и т.п.

Другие приложения помогают мониторить, например, стиль управления автомобилем. Нельзя полностью скопировать эти продукты в одной стране и перенести в другую. Но, безусловно, нашим подразделениям гораздо проще адаптировать продукты, используя опыт их внедрения на других, схожих рынках.

— Какие технологии, применяемые на страховых рынках других стран, можно было бы быстро внедрить на украинском рынке?
— Мобильные технологии — это то, что сейчас можно адаптировать относительно быстро. Например, мобильные приложения для водителей. Один из наших проектов в Украине — применение телематики. “АХА Страхование”, детально изучив опыт Группы, первой на украинском рынке внедрила услугу телематики.

Установленный в застрахованном авто прибор снимает данные о стиле вождения клиента, пробеге и пересылает их как клиенту на мобильное устройство, так и страховщику. Затем на основании полученных данных рассчитывается скидка на последующие периоды страхования. Если клиент водит авто аккуратно, полис будет стоить дешевле.

Есть решения и для медицинского страхования, когда клиент во время заграничных поездок получает возможность связаться в видеорежиме с доктором в своей стране и получить необходимую консультацию и инструкции.

К тому же для глобальных клиентов необходимо внедрять глобальные решения. Нужно учитывать потребности крупных корпораций, работающих на рынках разных стран. В этом случае мы развиваем экспертизу в специфических сферах деятельности, таких, например, как страхование киберрисков. Но, опять-таки, мы во многом ограничены рамками местного регулирования. Часто от местного регулятора зависит, возможно ли применить тот или иной подход, ту или иную технологию.

О развивающихся рынках
— Вы возглавляете в АХА Group направление развивающихся рынков Европы. Чем для вас интересна эта группа стран?

— Во всех этих странах наша рыночная доля составляет от 3% до более 10%. На украинском рынке мы занимаем первое место. Но такая ситуация не везде, на рынках других стран у нас 3-е, 5-е, 6-е места и т.д. При этом развивающиеся рынки имеют большой потенциал роста.

В странах Центральной и Восточной Европы мы наблюдаем большой кадровый потенциал, высокую техническую квалификацию. Наша задача заключается в том, чтобы в большей степени сфокусировать наш бизнес на клиентах, улучшить технологии взаимодействия клиентов и наших страховых компаний в разных странах.

К тому же мы работаем над внедрением для клиентов дополнительных сервисов, в частности, в сфере автострахования. Мы активно изучаем и используем современные технологии, такие как Big Data, для понимания потребностей наших клиентов и еще лучшего взаимодействия с ними.

Много программ мы создаем для развития потенциала сотрудников и их предпринимательских талантов. Мне нравится динамика этого региона. Часто запустить новую услугу или внутренний процесс здесь гораздо проще и быстрее, чем в таких странах, как Франция или Швейцария. Для Группы эти рынки очень интересны и перспективны.

— Каковы перспективы развития страхового рынка в Украине? В чем отличие украинского страхового рынка от страховой отрасли наших соседей?
— В данном случае нужно рассматривать такой показатель, как проникновение страхования. В Украине уровень проникновения страхования довольно низок, что неудивительно.

 В мировой практике мы видим, что с развитием экономики люди начинают покупать все больше страховых продуктов. Мы ожидаем, что с развитием экономики в Украине страхование тоже будет развиваться, причем опережающими темпами. Люди в Чехии и Польше покупают гораздо больше страховых полисов, нежели украинцы.

Страхование — это очень долгосрочный бизнес. Наши прогнозы роста связаны скорее с 2020-2025 гг., нежели с ожиданиями на 2017 г. Но мы уверены, что чем сильнее будет становиться экономика Украины, тем сильнее будет и СК “АХА Страхование”.

— Тем не менее не секрет, что многие западные банковские и страховые группы сворачивают свою активность в нашей стране. Каковы планы AXA Group в Украине на ближайшие годы?
— Для АХА очень хорошо, что мы удерживаем лидерство на украинском страховом рынке. АХА занимает первые позиции как в Украине, так и еще в нескольких странах. Несмотря на кризисы, через которые проходит Украина, здесь мы имеем прибыльный бизнес.

Более того, рыночная доля компании продолжает увеличиваться. Конечно, как акционеры, мы можем ожидать большего, но сейчас полностью удовлетворены развивающимся прибыльным бизнесом и собираемся продолжать расти на этом рынке. Планируем инвестировать в развитие сервисов и качества обслуживания наших клиентов.

Тем более что рынок Украины меняется. Меняются регуляторное поле, уровень использования интернет-технологий в страховании. Пока очень сложно прог­нозировать, как поведет себя экономика Украины в ближайшие три-шесть месяцев. Но нет сомнения, что она будет расти в ближайшие 5-10 лет. Мы имеем очень прочные позиции на этом развивающемся рынке и видим в нем большие перспективы.

— Что следовало бы предпринять для более быстрого развития украинского страхового рынка?
— Следовало бы внести изменения в законодательство и регуляторные нормы, которые позволили бы
в большей степени применять цифровые технологии в страховании. Это способствовало бы открытию новых возможностей для потребителей.

Необходимо менять регулирование, способствовать развитию таких направлений, как онлайн-страхование, электронный документооборот, прямое урегулирование убытков, которое поможет сократить сроки выплат, улучшить предоставление сервиса и т.п.

Главное — создать среду, в которой можно было бы строить бизнес, направленный на удовлетворение потребностей клиентов, что сделает их жизнь проще. Если клиент хочет приобрести страховой полис в интернете, он должен иметь такую возможность. В центре любого бизнеса должно стоять решение проблем клиента.

И, конечно же, не стоит забывать, что рост экономики приведет к росту страхования. Не так давно я был на встрече с участием французского министра финансов в Париже, где присутствовал и премьер-министр Украины с сильной украинской делегацией представителей бизнеса. Ваш премьер-министр много говорил об изменениях, проводимых в Украине, о привлечении инвестиций.

О развитии бизнеса в Азии
— Вы работали на страховых рынках Гонконга и Индии. С какими вызовами пришлось столкнуться?
— Это огромные страховые рынки, у которых сильная и специфическая система регулирования. Вызовом была и жесткая конкуренция. Все хотят присутствовать на этих рынках.

Знаете, экономика развивается цик­лами. Моя первая бизнес-поездка в Азию состоялась более 20 лет назад. Я до сих пор помню 1997 г., когда был азиатский финансовый кризис, затронувший такие страны, как Филиппины, Таиланд и Индонезия. Многие компании решили уйти из этого региона, свернуть свою активность.

Многие инвестбанки тогда закрыли свои офисы. А теперь они все вернулись туда. Но если ты приходишь на рынок, а потом уходишь с него, люди это запоминают, это плохо отражается на восприятии клиентов. Тогда мы приняли решение остаться в Азии, и теперь у нас очень сильные позиции на этих рынках. Бизнес означает терпение.

— Каков уровень проникновения страхования в Азиатском регионе?
— Могу привести пример Японии. В этой стране наиболее высокий показатель количества полисов на одного человека. Взрослый японец имеет в среднем девять страховых полисов! В Западной Европе показатель меньше.

— Почему?
— По нескольким причинам. В первую очередь там высокий уровень страховой культуры. К тому же в Азии,
в том числе и в Японии, уровень культуры сбережений, особенно накопительного страхования, очень высок. Люди действительно много средств откладывают, в том числе на пенсию.

Досье
Жан-Ив Ле Берр, CEO AXA Emerging Europe
Родился: недалеко от г.Парижа (Франция).
Образование: Политехническая школа (Ecole Polytechnique; 1989 г.), инженер; Национальная школа статистики и экономического управления (E.N.S.A.E.; Ecole Nationale de la Statistique et de l’Administration Economique; 1991 г.), статистик и экономист; Институт актуариев, актуарий (Institut des Actuaires Français; 1991 г.).
Карьера: 1996-1998 гг. — менеджер по планированию, бюджетированию и отчетности компании AXA Asia Pacific Holdings, Australia (Азиатско-Тихоокеанский регион, Австралия); 1998-1999 гг. — старший вице-президент по стратегии и развитию AXA Group; 2000-2003 гг. — старший вице-президент, отвечал за поддержку бизнеса и развития Азиатско-Тихоокеанского региона AXA Group; 2003-2006 гг. — финансовый директор региона стран Азии AXA Asia Life and Wealth Management, Hong-Kong; 2007 г. — аудитор бизнес-стратегий AXA Group; 2007-2011 гг. — управляющий директор AXA Prévoyance & Patrimoine; 2011-2012 гг. — старший вице-президент по стратегии, контроллингу и закупкам AXA France; 2012-2014 гг. — финансовый директор региона AXA Central & Eastern Europe; 2014-2016 гг. — заместитель главного исполнительного директора и финансовый директор региона AXA Central & Eastern Europe; с августа 2016 г. — руководитель региона AXA Emerging Europe (EMEA LATAM; регион развивающихся рынков Европы и Латинской Америки).
Семейное положение: женат, двое детей.
Увлечения: гольф, музыка, технологии.

Юрий Гусев
Последние новости: