Импортная прививка

Импортная прививка
436

Страховой рынок смог продемонстрировать хотя бы формальный рост в условиях экономической нестабильности. Основная ставка страховщиков — корпоративные клиенты с иностранным капиталом

Первый квартал для страховщиков на рынке медицинского страхования можно считать условно успешным. По данным Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг), за январь — март чистые страховые премии по медицинскому страхованию составили 534,5 млн грн., что на 21,6% больше, чем за аналогичный период 2015 г.

На первый взгляд, отличная новость для рынка — достигнут рост в условиях экономического спада. Особенно это радует, если учесть сокращение круга потенциальных клиентов вследствие снижения доходов как физлиц, так и корпоративных клиентов.

При этом сами страховщики нередко отмечают, что в долларовом эквиваленте их сборы, безусловно, уменьшились, так что говорить о стремительном развитии рынка просто некорректно. Действительно, стоит взглянуть на итоги I квартала 2014 г. — периода до начала процесса резкой девальвации гривни.

Тогда добровольное медицинское страхование принесло страховщикам 463,4 млн грн. страховых премий — эта сумма являлась эквивалентом примерно $41,7 млн (при официальном курсе НБУ на 01.04.14 г. — 11,1 грн./USD).

Теперь же при официальном курсе НБУ в 24,84 грн./USD сборы страховщиков по медицинскому страхованию в долларовом эквиваленте составили всего около $21,5 млн. При этом нужно учитывать, что медицинские услуги и собственно медикаменты дорожали последние два года в связи с ростом курса американской валюты по отношению к гривне.

Кроме того, следует понимать, что добровольное медицинское страхование (ДМС) — довольно убыточный вид страхования. По данным Нацкомфинуслуг, за январь — март текущего года уровень выплат (отношение собранных премий к страховым выплатам. — Ред.) в сфере ДМС составил 57,2%.

Собственно, за I квартал 2016 г. страховщики выплатили клиентам по договорам ДМС 327,2 млн грн., что на 11,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Гонка за лидером
Несмотря на все сложности, страховые компании (СК) продолжают активно конкурировать между собой в сфере ДМС. Следует отметить, что по итогам I квартала 2016 г. в Топ-5 лидеров рынка по сборам страховых премий в сфере ДМС произошли заметные изменения.

По состоянию на 1 апреля в “пятерку” вошли СК “Провідна”, СК “Альфа Страхование”, СК “Неф­тегазстрах”, СК “АХА Страхование” и СК “Уника”. По сравнению с итогами I квартала 2015 г. СК “Уника” опустилась со 2-го на 5-е место, вытеснив за пределы пятерки СК “ИНГО Украина”. При этом оказавшаяся на 2-м месте СК “Альфа Страхование” поднялась туда с 9-го места, которое занимала по итогам I квартала 2015 г.

Как видим, большинство страховщиков — лидеров рынка ДМС — это СК с иностранным капиталом. В частности, “Провідна” принадлежит International Insurance Consortium N.V. (Нидерланды), “Альфа Страхование” входит в частную инвестиционную холдинговую компанию ABH Holdings SA (ABHH; главный офис — в Люксембурге), “АХА Страхование” — во французскую AXA Group, а “Уника” — в австрийскую группу UNIQA.

Всеобщий корпоратив
Следует отметить, что в Украине сохраняется потенциально широкое поле для конкуренции между СК в сфере ДМС. Дело в том, что полисы ДМС в стране имеют не более 3-5% населения. Причина такого положения дел — декларируемая государством бесплатная медицина.

Ведь не секрет, что ДМС успешно развивается в странах, где четко и прозрачно обозначена необходимость оплаты медицинских услуг. Население хорошо понимает, что затраты на медицинские услуги, как и на организацию самого процесса лечения, проще обеспечить при наличии полиса медицинского страхования.

При этом страховщики отмечают, что интерес розничных клиентов к программам ДМС ежегодно увеличивается. Граждане все больше осознают, что оплата услуг медучреждений и медпрепаратов за свой счет — дорогое удовольствие, а бесплатная медицина — лишь декларация.

Тем не менее говорить о наличии или повышении платежеспособного спроса пока рано.
В сложившейся ситуации страховщики идут различными путями. Часть делает ставку на обслуживание корпоративных клиентов. В этом есть своя логика, ведь именно на таких клиентов приходится 90-95% всего бизнеса ДМС в Украине. Причем большую их часть составляют компании с иностранным капиталом.

Естественно, что в этом случае преимущество получают страховые компании, являющиеся “дочками” крупных западных финансовых и страховых групп. Что мы и видим на практике, анализируя список лидеров этого сегмента страхового рынка. При этом можно отметить дальнейшую концентрацию ДМС у Топ-10 страховщиков.

Также есть компании, которые активно развивают продукты, доступные рознице. Как правило, полисы ДМС, которые СК могут предлагать населению, являются сильно урезанной версией классических полновесных программ медицинского страхования.

Такие полисы могут стоить недорого, но будут включать только покрытие услуг скорой помощи, неотложного стационара. Еще дешевый розничный полис часто может включать в себя условия франшизы — когда клиент обязуется брать на себя заранее оговоренную часть расходов при наступлении страхового случая.

Причем такие продукты страховщики часто продают в банковских отделениях параллельно с банковскими услугами ввиду их простоты и понятности.

Повышенные обязательства
Многое на рынке может изменить введение обязательного медицинского страхования (ОМС). Отметим, что сроки реализации данной реформы постоянно переносятся. Вообще-то, разговоры о введении ДМС ведутся уже десять лет кряду. Если ранее введение ОМС заявлялось властями уже к концу 2016 г., теперь этот срок перенесен на 2019 г.

По крайней мере, такой ориентир упоминается в проекте плана первоочередных действий Кабмина Владимира Гройсмана на 2016 г. В этом процессе страховщикам важно понимать, какая роль будет им отведена государством. Пока все указывает на то, что государство реализовывает план создания страхового фонда, в который граждане будут отчислять страховые платежи из своих зарплат.

Многие эксперты сомневаются в эффективном внедрении ОМС, если оно будет базироваться на создании очередного государственного страхового фонда либо государственной страховой компании-монополиста.

В свою очередь, лоббисты страхового рынка, добиваясь участия СК в системе ОМС, отмечают, что за два десятка лет компании накопили богатый опыт работы с договорами ДМС, который незаменим при создании системы страховой медицины.

В любом случае страховщики не ожидают сворачивания рынка ДМС с введением обязательных полисов. Полис ОМС вследствие своей низкой цены (а иначе и быть не может ввиду массовости и обязательности страхования), вероятнее всего, будет обеспечивать лишь базовый набор медицинских услуг в ограниченном перечне государственных медучреждений.

Собственно, полис ОМС будет аналогом или даже более урезанной версией того, что страховщики сейчас предлагают в качестве дешевого “коробочного” продукта. Практика стран, имеющих многолетний опыт работы с ОМС, показывает, что чем уже спектр гарантий по ОМС, тем выше спрос на ДМС и наоборот.

При этом спрос на частное медицинское страхование порождается желанием людей получить гарантию не только лечения, но и высокого качества обслуживания в медицинском учреждении. А это возможно только в случае покупки дорогостоящих программ ДМС.



Последние новости: