Холодный отжим

Холодный отжим
674

НБУ резко ужесточил сроки капитализации мелких банков, не проконсультировавшись с “топами” и собственниками последних. Новый “гвоздь” в стабильность банковского сектора

Вначале февраля Нацбанк принял постановление №58, которым внес изменения в график увеличения уставного и регулятивного капиталов мелких банков. Теперь они должны нарастить капитал до минимального размера в 300 млн грн. к 11 января 2017 г., т.е. менее чем за год.

Тогда как ранее мелкие игроки рынка могли это сделать до 2020 г. Нацбанк свое решение аргументировал так: “Это позволит повысить их финансовую устойчивость, способность противостоять рискам. Кроме того, увеличение капитала даст возможность начать восстановление кредитования экономики”.

Бои без правил
Естественно, столь резкая смена правил игры резонно всколыхнула банковское сообщество. Ассоциация “Украинский кредитно-банковский союз” (УКБС) обвинила Нацбанк в желании уничтожить группу мелких и средних банков как класс.

По мнению функционеров Ассоциации, такая политика противоречит как национальным интересам, так и международной практике. Кроме того, по мнению банкиров, такая позиция регулятора препятствует восстановлению доверия к отечественной банковской системе в целом.

По данным НБУ, на начало октября 2015 г. (более свежих официальных данных пока нет) почти у 80 банков уставный капитал не достигал 300 млн грн. Для выполнения новых нормативов регулятора всем им суммарно понадобится почти 12 млрд грн.

Эта цифра сопоставима с суммарным уставным капиталом, которым упомянутые 80 мелких банков располагают сейчас. То есть для внушительного количества игроков банковского сектора речь фактически идет о необходимости двукратного увеличения капитала в течение года!

Вряд ли ошибемся, если предположим, что для многих миссия окажется невыполнимой. Есть основания полагать, что именно на это и рассчитывает регулятор. Видимо, разговоры о целевом показателе количества банков в системе в 40 учреждений имели под собой почву.

Хотя чиновники Нацбанка всячески это отрицают. Напомним: новое банковское законодательство, которое предусматривало увеличение уставных капиталов банков, принималось еще в 2014 г. Согласно ему, новые банки могли регистрироваться с уставным капиталом не менее 500 млн грн. (до этого — 120 млн грн.).

Действующим банкам была дана отсрочка на 10 лет с весьма лояльным первоначальным графиком, согласно которому основные операции по наращиванию капитала приходились на конец переходного периода.

В УКБС заявляют, что любые требования и графики должны быть обоснованными. К примеру, НБУ никак не объясняет необходимость докапитализации финучреждений с нормативом адекватности регулятивного капитала в 20-40% и выше при минимально необходимом значении в 10%.

Показательный пример: один из самых рентабельных отечественных банков — “Ситибанк (Украина)” формально входит в группу банков с максимальной капитальной недостаточностью! (см. “Топ-10…” на стр.16). “В действиях НБУ отсутствует последовательность.

В 2015 г. регулятор согласовал с банками графики докапитализации, а теперь неожиданно изменил требования даже до проведения стресс-тестирования”, — негодует Галина Олифер, гене­ральный директор УКБС.

Она уверена, что НБУ должен пересмотреть свое постановление и предложить подопечным прием­лемые инструменты для стабильного развития и функционирования. Например, разрешать банкам в зависимости от размера капитала осуществление определенного перечня операций, внедрить практику временного ограничения действия лицензии на предоставление отдельных видов банковских услуг.

На войне как на войне
Впрочем, Нацбанк вряд ли внемлет этим призывам. Как известно, председатель НБУ Валерия Гонтарева еще осенью прошлого года практически открыто объявила охоту на мелкие банки. Первым серьезным ударом по “малышам” стала так называемая кластеризация в надзоре.

В прессу просочилась информация о том, что все банки 3-й и 4-й групп для целей надзора абсолютно необоснованно и субъективно поделены на отдельные группы — кластеры. Утечка этой информации привела к переполоху среди клиентов небольших финучреждений.

По информации БИЗНЕСа, такой подход и методы регулятора в неформальных беседах осуждали даже руководители крупных банков, которым, по большому счету, миграция клиентуры на руку.

Примечательно, что в спис­ке недокапитализированных финучреждений фигурирует Международный инвестиционный банк (МИБ; для выполнения требований к капиталу ему не хватает 164 млн грн.), подконтрольный Президенту Украины Петру Порошенко, и банк “Авангард” (не хватает также 164 млн грн.), принадлежащий бывшим партнерам по бизнесу Валерии Гонтаревой.

Опрошенные БИЗНЕСом банкиры в официальных комментариях “под запись” не склонны драматизировать ситуацию. “Это было ожидаемо. Со стороны НБУ это звучало еще с прошлого года. Намерения были закреплены постановлением юридически, — говорит Сергей Маломуж, председатель правления банка “Центр” (потребность в докапитализации — 180 млн грн.).

— Пока проинформировал акционера. Как только план капитализации будет готов, подадим его в Нацбанк для согласования и утверждения”. А вот Вадим Березовик, председатель правления Коммерческого индустриального банка, которому не хватает почти 190 млн грн. капитала, заявил следующее: “Никто не ждал, что капитализация будет перенесена — как по сумме, так и по срокам.

Январь 2017 г. — совсем не за горами, а процедура увеличения капитала — достаточно долгая. Не говоря уже о слиянии с другими банками. Мы будем капитализироваться, других вариантов нет”. Впрочем, вряд ли можно было ожидать услышать от банкиров заявлений о том, что акционеры не собираются давать деньги.

Вывод напрашивается
С начала года неплатежеспособными были признаны три финучреждения. Первым на выход пошел достаточно крупный Авант-Банк. По версии НБУ, с начала года у финучреждения обострились проблемы с ликвидностью.

В свою очередь руководство Авант-Банка обвиняет в своем банкротстве регулятора, который установил ему ограничения на работу накануне получения крупной инвестиции. “7 декабря прошлого года мы зарегистрировали в Нацбанке кредитный договор с британской компанией на получение кредита на $10 млн сроком на два года со ставкой до 10%”, — уверяет Вениамин Лебедев, член наблюдательного совета Авант-Банка.

По его словам, эти средства должны были поступить в банк 21 декабря и обеспечить работу на несколько лет. Однако этого не произошло, так как 10 декабря Нацбанк отнес Авант-Банк к категории проблемных и ввел ряд ограничений.

В начале февраля НБУ признал неплатежеспособным банк “ТК-Кредит” по причине непрозрачности структуры собственности. В сообщении Нацбанка говорилось, что “банк игнорировал требования регулятора и не подавал запрашиваемых документов”. Так или иначе, это первый случай вывода банка с рынка за непрозрачность структуры собственности.

Наконец совсем недавно, 11 февраля, НБУ принял решение об отзыве лицензии и ликвидации банка “Премиум”, который связывали с Сергеем Думчевым (один из кандидатов на последних выборах мэра столицы), за нарушения банковского законодательства в сфере финмониторинга. Как известно, в таких случаях банки сразу идут на ликвидацию, минуя этап ввода временной администрации.

Перегруппировка
Кстати, в текущем году Нацбанк изменил подход к разделению банков на группы. Если ранее все банки делились на четыре группы в зависимости от величины капитала и активов, то сейчас деление происходит иначе.

Количество групп сохранилось, но изменились критерии их формирования. В отдельную группу выделены банки с государственным участием (семь финучреждений), а также банки, принадлежащие иностранным банковским группам (19 банков).

Остальные разбиваются на две группы: с активами более 0,5% показателя банковской системы (13 банков) и менее этого показателя (78 банков). Похоже, что именно эту группу Нацбанк не прочь постепенно свести на нет.

Последние новости: