Принуждение к выздоровлению

Принуждение  к выздоровлению
505
Процесс принуждения к миру на востоке Украины, который 2 октября был запущен “нормандской четверкой” на встрече в Париже, набирает обороты. Президенту Украины Петру Порошенко дали понять, что у нашей страны не осталось иного варианта, кроме как выполнять Минские договоренности. Кремль, в свою очередь, дал сигнал лидерам боевиков готовиться к выборам на февраль-март 2016 г., что означает: о дальнейшей судьбе “молодых республик” нужно договариваться с Украиной.

За “хорошее поведение” обеим сторонам конфликта предлагают “пряник” в виде международной финансовой помощи и участия в восстановлении разрушенных территорий. Это могут быть донорское финансирование, гуманитарная помощь, кредиты на восстановление инфраструктуры, программы развития предпринимательства, гранты на формирование гражданского общества и развитие демократии.

Заявления и цифры
13 октября Петр Порошенко заявил, что государство накопило 10 млрд грн. на восстановление Донбасса и что в 4-5 раз больше на эти цели готовы дать европейские и американские партнеры. Но пока эти цифры — лишь предположения.

Актуальной оценки разрушений, обусловленных боевыми действиями в Донбассе, и программы социально-экономического восстановления региона у руководства Украины нет.

Весной, после подписания “Минска-2”, прагматичные европейцы впервые заговорили о готовности предоставить средства для восстановления востока Украины, чтобы как-то затушить военный конфликт. Уже тогда озвучивалась сумма примерно в EUR4 млрд.

Если говорить о 10 млрд грн., которые, по словам главы государства, накоплены для восстановления Донбасса, то эта цифра близка к оценке разрушений на конец 2014 г.

Тогда эксперты Всемирного банка, ООН и ЕС при участии правительства Украины подготовили доклад “Оценка возобновления и развития мира в Украине” по результатам анализа разрушений на подконтрольных Украине территориях Донецкой и Луганской областей.

 В нем общие потребности в финансировании на восстановление, реконструкцию и установление мира оценивались в $1,52 млрд, из которых $1,26 млрд — на восстановление инфраструктуры и социальной сферы; $135,5 млн — на восстановление экономики Донбасса.

Хотя к осени 2015 г. эти данные успели устареть, Кабмин своим распоряжением №797-р
от 05.08.15 г. “Об одобрении отчета совместной миссии Европейского Союза, Организации Объединенных Наций и Всемирного банка “Оценка путей восстановления и развития мира в Украине” рекомендовал использовать их в работе соответствующих министерств и ведомств.

Боевики готовы
По данным общественной организации “Донецкий институт информации”, в программе восстановления и развития правительства самопровозглашенной “ДНР” на 2015 г. содержатся точные данные о количестве социальных, инфраструктурных, промышленных, частично жилых объектов, требующих восстановления.

В так называемой “ДНР” планируют восстановить Донецкий аэропорт и возобновить авиасообщение. В общей сложности на все мероприятия по восстановлению и развитию может потребоваться почти 20 млрд грн.

Если там состоятся выборы и их признает международное сообщество, то, учитывая непрозрачность и неэффективность центрального госаппарата в Киеве, для доноров, кредиторов и инвесторов работа с местными властями может стать оптимальной.

 Запад уже налаживает взаимодействие с промышленной элитой региона, чтобы хоть как-то влиять на процессы на востоке Украины после выборов.

Новые возможности
Предоставление международной помощи в зону конфликта в Донбассе раскрывает новые возможности для предпринимателей. Особое внимание в рамках международной помощи будет уделено поддержке и развитию экономической деятельности местных жителей.

Например, в Славянске Союз предпринимателей — производителей художественной керамики уже работает по международной программе “Керамический кластер”, направленной на обучение бизнес-процессам и подготовку специалистов по производству изделий из глины.

“Правительство Нидерландов предлагает по грантовой программе развития предпринимательства в АПК поставить оборудование для компактных заводов по переработке молока, обучить украинских фермеров производить продукцию европейского качества и помочь в поиске рынков сбыта.

В то же время есть сельскохозяйственные районы Луганской области, где почти вся продукция шла в Россию. Мы хотим свести в одной точке возможности и желание европейцев помогать и нуждающихся в этой помощи”, — говорит Олег Рыбачук, глава общественной организации “Центр.UA”.

Сейчас, после установления режима прекращения огня в зоне АТО, сдвинулась с мертвой точки реализация международных кредитных соглашений по восстановлению пострадавших территорий. Как сообщили БИЗНЕСу в Госагентстве по вопросам восстановления Донбасса, уже получен кредит в размере EUR300 млн от госбанка Германии KfW.

Для его освоения Донецкая облгосадминистрация предлагает к восстановлению семь объектов (общая стоимость — EUR5,2 млн), Луганская — 14 объектов (EUR3,9 млн). Для освоения EUR200 млн кредита Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) по проекту “Чрезвычайная кредитная программа для восстановления Украины” от Донецкой области подготовлены 133 проекта (общая стоимость — EUR78,7 млн), от Луганской — 40 проектов (EUR7,6 млн).

Также по программе ООН начато освоение кредита в $16,5 млн от правительства Японии.

Алексей Мацука, журналист, основатель общественной организации “Донецкий институт информации”:

“Ахметов останется центральной фигурой в Донецке”

Власти так называемых “ДНР” и “ЛНР” основную внешнеэкономическую деятельность ведут с Украиной. Это записано в их официальных документах. С Российской Федерацией у них сложности, потому что их таможенные документы не пропускают на российской таможне.

Российские контрагенты, чтобы не попасть под санкции, заключают договоры с ними только как с представителями Украины. Из-за жесточайшего контроля перевозчики простаивают по 30-60 часов на границе с РФ.

Российские банки по контрактам с “ДНР” отказываются перечислять деньги и блокируют счета до 45 дней. Кроме созданного “Первого донецкого республиканского банка”, никаких иных банковских учреждений в самопровозглашенной “ДНР” нет.

Внутри нее 70% бизнеса зависит от российских “гумконвоев”. К примеру, если из России пришла мука, то она идет на хлебокомбинат, а хлеб потом продается. Пекарни, как и все средние предприятия, национализированы.

Фонд Рината Ахметова не подпускает тамошние власти к своей гуманитарной помощи и распределяет ее только через своих людей. Какую-либо другую гуманитарную помощь боевики всячески блокируют.

Как-то организация “Врачи без границ” прислала 22 т лекарственных средств, так лидеры самопровозглашенных “ДНР” и “ЛНР” объявили их запрещенными медпрепаратами, наркотиками.

Для них это вопрос идеологии: население не должно видеть никакой другой помощи, кроме российской или ахметовской. Не исключено, что под видом децентрализации Украины международные организации будут направлять свою помощь напрямую на оккупированные боевиками территории.

А с кем там еще работать, кроме Рината Ахметова? Он был и остается центральной фигурой в Донбассе. Его люди создадут волонтерские центры, общественные организации, через которые будет идти международная помощь.

Всех местных руководителей, поставленных семьей Януковича, уже сместили. Многие из них едут в Россию, открывают бизнес и торгуют с той же “ДНР”. Бизнес Януковича-младшего остановлен. Один раз в Енакиево весной приходила “гуманитарка” с надписью “Александр Янукович”.

В Донецке постоянно находятся представители российских политических партий “Справедливая Россия” и “Единая Россия”. Их часто можно увидеть на местном телевидении.

Но кроме ведения идеологической работы эти полпреды выступают посредниками в выходе российского бизнеса на территорию Донбасса: собирают информацию, где какие мощности, куда можно войти, и обеспечивают сопровождение бизнеса.

Александр Сушко, научный директор Института Евроатлантического сотрудничества:

“Быстрая реинтеграция Донбасса маловероятна”

В ближайшее время нас ожидает длительное перетягивание каната. Подходы украинской и российской сторон к выборам на территории самопровозглашенных “ДНР” и “ЛНР” диаметрально противоположны. Украина рассматривает их как инструмент деоккупации Донбасса и настаивает на строгом соблюдении стандартов ОБСЕ.

Тогда сепаратистам и России придется демонтировать созданный ими режим, поскольку он не обеспечивает базовые принципы демократических выборов: свобода политической деятельности, свобода СМИ, безопасность всех участников выборного процесса.

Сепаратисты же стремятся получить согласие на выборы, которые категорически не соответствуют стандартам ОБСЕ. К примеру, боевики не допускают возможности баллотироваться временно перемещенным лицам, декларируют участие не партий, а неких мажоритарщиков.

 В избиркомы смогут попасть только их представители. Они не гарантируют безопасности политическим силам, не разделяющим взгляды самопровозглашенных “ДНР” и “ЛНР”.

Владимир Путин, конечно, рассчитывает, что западные партнеры будут побуждать Киев к уступкам. И здесь для нас важно, насколько принципиальной будет позиция Берлина и Парижа относительно соблюдения стандартов ОБСЕ в полном объеме. Если у Путина перевесит желание получить легитимные выборы, ему придется пойти на серьезные уступки.

Ирина Гасанова
Последние новости: