Просроченные гарантии

Просроченные гарантии
435

Понимая, что “автогражданка” теряет клиентов и может окончательно себя дискредитировать, чиновники ищут способы эффективно гарантировать как выплаты, так и контроль за наличием полисов у автовладельцев

Все больше водителей выезжают на дороги Украины без полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Такую тенденцию подтверждают данные Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ).

В частности, если в 2014 г. полисы “автогражданки” купили 78% автовладельцев, то в 2015 г. — уже 73%. Проще говоря, сейчас около 25% водителей в случае ДТП, произошедших по их вине, смогут рассчитывать только на собственные финансовые возможности.

Надо сказать, проблема принуждения водителей к страхованию своей ответственности перед третьими лицами и раньше была актуальной. Страховщики постоянно пеняют на то, что правоохранители недостаточно активно контролируют наличие полисов у автовладельцев. Надо признать, контроль на дорогах и вправду незначителен.

Полис могут проверить разве что при случае, если водитель нарушил ПДД или попал в ДТП. Правда, и страховой рынок достаточно постарался, чтобы общество разуверилось в системе обязательного страхования автогражданской ответственности.

Многочисленные банкротства страховых компаний (СК), оставивших клиентов без выплат по полисам “автогражданки”, не добавляют популярности этому виду страхования.

Свою негативную роль играют и многие действующие СК, которые хотя и держатся еще на плаву, но 30-дневный срок, отведенный законодательством на осуществление выплат по полисам “автогражданки”, нарушают, надолго их затягивая.

В итоге “автогражданка” рассматривается многими автовладельцами как дополнительный побор, от которого можно и увильнуть.

Вспомнят всех
Правда, в недалеком будущем, вероятнее всего, уклоняться от страхования своей ответственности автовладельцам станет гораздо сложнее. Дело в том, что МТСБУ и Национальная полиция работают над слиянием своих баз данных.

Ожидается, что этот процесс будет завершен уже в 2017 г. Чем это грозит лицам, вовремя не купившим полис? Все просто. Полиция сможет самостоятельно определять незастрахованных водителей по базе МТСБУ.

Тем, кто не имеет страховки, могут прислать преду­преждение, а позже, возможно, и “письмо счастья” со штрафом за отсутствие “автогражданки”. По крайней мере, на “дистанционные” штрафы надеются сами страховщики.

Однако в этом вопросе не все просто. Дело в том, что нарушением является факт не отсутствия у автовладельца полиса, а вождения без страховки. Если машина заперта в гараже, полис не нужен.

Спасая имидж

Пока же страховщикам нужно что-то делать с самой системой страхования. По данным Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг), с 1 февраля по 31 июля регулятору поступили 2647 обращений от физических и юридических лиц по поводу деятельности страховщиков.

 В большинстве своем это жалобы физлиц на действия и решения тех или иных СК. Причем опыт показывает, что больше всего нареканий вызывает именно рынок “автогражданки”.

Как правило, клиенты жалуются в Нацкомфинуслуг на отказ в выплате, занижение СК суммы выплаты, затягивание процесса урегулирования убытков.

Регулятор сообщает, что за указанный период в результате рассмотрения полученных обращений и последовавших проверок участников рынка страховщики выплатили 57,11 млн грн.

И речь здесь идет о более-менее стабильных СК. Совсем другой пласт проблем возникает с теми страховщиками, которые уже вылетели с рынка “автогражданки”.

Гарантийный ремонт

Проблема в том, что система гарантирования выплат по договорам “автогражданки” оказалась крайне неэффективной. Процесс выплат пострадавшим из фондов МТСБУ жестко увязан с процессом признания СК банкротом и ликвидацией страховщика.

В результате возникает ситуация, при которой пострадавшие в ДТП месяцами, а то и годами ждут причитающиеся им выплаты. И это, с точки зрения потребителей, тоже лишает “автогражданку” смысла.

В конце сентября вопрос выплат из фондов МТСБУ за страховщиков-банкротов снова стал предметом обсуждения в Нацкомфинуслуг. Отметим, помимо регулирования страхового рынка Нацкомиссия выполняет также функции координационного совета МТСБУ.

Регулятор пришел к выводу, что необходимо искать возможности ускорения выплат по обязательствам проблемных СК. Чиновники понимают: нынешние сроки выплат и затянутые бюрократически процедуры неприемлемы.

Конечно, уже разработаны проекты изменений в Закон “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств”, но прогнозировать, когда они будут приняты, сложно.

Пока же есть ощущение, что чиновники нашли временное решение проблемы. По крайней мере, Нацкомфинуслуг предложила следующий вариант. Президиум Бюро должен разрешить дирекции МТСБУ возвращать взносы, внесенные в Фонд защиты потерпевших, тем СК, которые лишились членства в Бюро.

Как правило, это проблемные компании, утратившие лицензию на “автогражданку”. Зачем это делать? Суть идеи в том, что за счет возвращенных средств можно погасить имеющиеся у СК долги по полисам “автогражданки”.

Это позволит пострадавшим получить деньги, не дожидаясь завершения процедуры ликвидации страховщика.

Вопрос в том, насколько такой шаг будет вписываться в рамки действующего законодательства? В принципе, возможность вернуть страховщику аккумулированные им в Фонде средства предусмотрена.

Действующий Закон об ОСАГО определяет, что гарантийные взносы СК в фонды МТСБУ подлежат возврату страховщику в течение трех лет с момента потери членства в Бюро. Правда, есть условие: страховщик не должен находиться в процессе ликвидации или банкротства.

Судя по всему, чиновникам и страховщикам еще придется серьезно поработать над процедурными и юридическими аспектами проблемы.

Тем более что сразу же возникает вопрос, как будет обеспечен контроль за целевым использованием средств, поступивших из фонда МТСБУ в проблемную СК.

Конечно, не обошлось и без расстановки приоритетов относительно гарантийных выплат. Ожидается, что в первую очередь “зеленый коридор” будет обеспечен погашению обязательств СК перед физлицами по вреду, нанесенному жизни и здоровью.

К тому же речь идет о страховых случаях, произошедших до потери страховщиком членства в МТСБУ.

Мнимая стабильность
Рынок “автогражданки” формально сохраняет положительную динамику. По данным Нацкомфинуслуг, по итогам первого полугодия сумма валовых страховых премий по “автогражданке” составила 1,73 млрд грн., что на 19,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

На первый взгляд, тенденция положительная, если бы не одно “но”…

Нацкомиссия отмечает, что за первое полугодие количество заключенных договоров “автогражданки” сократилось на 0,5% — до 3,56 млн.

При этом за январь — июнь текущего года СК выплатили по полисам “автогражданки” 651,4 млн грн., что на 25,4% больше, чем за аналогичный период 2015 г. Мы видим опасную тенденцию, когда выплаты растут быстрее премий на фоне сокращения количества застрахованных.

Последние новости: