Трое в лодке…

Трое в лодке…
541

Госбанки не без участия Кабмина готовятся к захвату сферы обслуживания бюджетников

Правительство решило официально переделить рынок бюджетных выплат в пользу госбанков. Согласно сообщению на сайте Минфина, в конце января Кабмин утвердил изменения в постановление “Об усовершенствовании механизма выплаты зарплаты работникам бюджетных учреждений и государственной социальной помощи”.

 Примечательно, что в базе ВР актуального документа с таким названием обнаружить не удалось. Поиск выдает аналогичное постановление образца еще 2005 г. без каких-либо обновлений…

Быстрее, выше, сильнее
По информации Минфина, введены следующие новые критерии отбора банков для осуществления выплат бюджетникам. Первый из них — размер активов. Он должен составлять не менее 1% совокупных активов банковского сектора, которые сейчас достигают примерно 1,3 трлн грн.

Следовательно, активы банка-претендента должны достигать не менее 13 млрд грн. Исходя из данных на 1 октября 2015 г. (более свежие официальные данные пока отсутствуют), этому критерию удовлетворяли всего 16 отечественных банков.

В Минфине считают, что “предложенные изменения повысят уровень защищенности выплат работникам бюджетных учреждений”.

В свою очередь, эксперты Украинского кредитно-банковского союза (УКБС) резонно замечают, что основным критерием отбора банков должна быть их надежность, а не размер активов.

Ведь опыт показывает, что проблемным может оказаться и банк с высокой концентрацией активов (яркими примерами служат истории “Дельта Банка”, “Надра Банка” и др.).

Второй критерий — банк — претендент на осуществление выплат бюджетникам должен располагать портфелем ОВГЗ в размере не менее 20% регулятивного капитала. С практической интерпретацией данного критерия сложнее.

Дело в том, что ни первый, ни второй показатели не публикуются в официальной статистике.

Например, в распоряжении БИЗНЕСа имеются данные о портфеле госбумаг на балансах банков.

Однако в эту категорию помимо ОВГЗ включены и депозитные сертификаты НБУ. Объемы портфелей — практически сопоставимые. Да и регулятивный капитал банка, как известно, величина расчетная.

Учитывая, что в последнее время банки активно формируют его за счет субординированных кредитов, оценить этот показатель можно лишь приблизительно.

В то же время в УКБС отмечают, что новым критериям удовлетворяют всего с десяток банков, из которых три находятся
в госсобственности.

Нельзя также исключать и того, что с большой долей вероятности в перечень соответствующих нормам входят и банки с российским капиталом!

Для сравнения: по данным УКБС, на 17.11.15 г., когда Минфин проводил последний конкурс по определению банков для обслуживания бюджетников, было 48 банков-претендентов.

“Отбор уполномоченных банков по размеру активов и портфелю ОВГЗ является дискриминационным для большинства финучреждений и не имеет никакого отношения к оценке их надежности”, — резюмировала Галина Олифер, генеральный директор УКБС.

В приватном порядке
В любом случае выявить главную жертву решения Кабмина несложно. Это — ПриватБанк. Располагая самым большим — около 25 млрд грн. — собственным капиталом в системе, это финучреждение никогда не было любителем инвестировать в ОВГЗ.

Так что даже портфель в 5 млрд грн. пришлось бы формировать практически “с нуля”. О правильности нашего предположения свидетельствует реакция самого банка, который пообещал оспорить решение Кабмина в судебном порядке.

“То есть эти товарищи считают, что для того, чтобы банк имел право обслуживать бюджетников, он, вместо того чтобы развивать инфраструктуру приема карт и выдачи наличных, должен купить на 20% (!!!) капитала ОВГЗ… — написал Олег Гороховский, первый заместитель председателя правления ПриватБанка, на своей странице в Facebook.

— Если для обслуживания карт инфраструктура не нужна, тогда добро пожаловать в каменный век… Даешь зарплату по чекам в кассах предприятия! P.S. Будем судиться!”. Как известно, именно ПриватБанк является безоговорочным лидером отечественного карточного рынка по всем показателям.

Неудивительно, что значительная часть его карточного портфеля приходится на бюджетников и госпредприятия. Понятное дело, что терять эту клиентуру им совершенно не хочется.

Еще один крупный частный игрок в этом сегменте рынка — “Райффайзен Банк Аваль” — скорее всего, удовлетворяет новым критериям. При регулятивном капитале чуть более
5 млрд грн. необходимый портфель ОВГЗ должен соответствовать 1 млрд грн.

При этом известно, что между кризисами 2009-2013 гг. этот банк активно наращивал портфель ОВГЗ.

Отметим также, что через год вступит в силу еще один критерий, предусматривающий, что 10% общего количества карт, эмитированных банком, должны принадлежать государственной многоэмитентной платежной системе.

Это еще один удар по ПриватБанку, который, имея более 16 млн активных карт, должен будет перевести в НСМЭП 1,6 млн карт. Для сравнения: у “Райффайзен Банка Аваль” всего чуть более 2 млн активных карт, т.е. перевести в НСМЭП ему нужно всего-то около 200 тыс.шт. “пластика”.

БеспОщадные
Ну и самое главное: на три госбанка (Ощадбанк, Укрэкс­имбанк и Укргазбанк) эти критерии не распространяются! Они — участники процесса вне конкурса, на постоянной основе.

При этом циничным выглядит условие, согласно которому (для расширения возможностей “свободного выбора” граждан) постановление предлагает министерствам и ведомствам заключать договоры не менее чем с тремя банками!

Фактически главным “бенефициаром” инициатив Кабмина оказывается государственный Ощадбанк. Не исключено, что нормативный акт именно с таким расчетом и разрабатывался.

Напомним: в последнее время Андрей Пышный, председатель правления Ощадбанка, декларирует цель “догнать и перегнать” частных лидеров банковского сектора. А он, как известно, друг премьер-министра Арсения Яценюка.

Следует отметить, что Ощадбанк не впервые применяет методы, плохо сочетающиеся с принципами классической конкуренции. Более года назад имела место массовая волна перевода бюджетников в этот госбанк на основании неформальных указаний распорядителей бюджетных средств.

И вот теперь соответствующее решение принято на высшем уровне! В недавнем интервью СМИ Александр Дубилет, председатель правления ПриватБанка, ратовал за честную (здоровую) конкуренцию, упрекая Ощадбанк в применении административных рычагов и ресурсов.

УКБС также считает дискриминационными новые критерии отбора банков для выплаты пенсий и зарплат бюджетникам.

По мнению банковских функционеров, это монополизирует сферу размещения бюджетных средств на финансовом рынке, что ухудшает условия обслуживания населения и предприятий государственного сектора.

 УКБС подчеркивает, что новые критерии отбора в четыре раза сократят перечень уполномоченных банков и исключат из конкурентной борьбы не только средние и малые украинские банки, но и достаточно крупные.

 “Такое решение правительства восстанавливает государственную монополию в сфере бюджетных выплат и дискриминирует финучреждения по форме собственности”, — возмутились в УКБС.

Кроме того, требования Кабмина о наличии в портфеле существенной доли ОВГЗ, по сути, стимулирует банки к финансированию государственных долгов вместо возобновления кредитования субъектов экономики.



Последние новости: