“Все честно работающие СК заинтересованы в цивилизованном рынке”, —

“Все честно работающие СК заинтересованы в цивилизованном рынке”, —
716

считает Юрий Гришан, президент Моторного (транспортного) страхового бюро Украины

— Каковы сейчас основные пункты повестки дня Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ)?
— На общем собрании МТСБУ был рассмотрен ряд вопросов, которые могут лечь в основу решений Президиума МТСБУ и стать программными документами для Бюро. Отмечу, что эти решения, по сути, являются результатом переговорного процесса между тремя ассоциациями страховщиков.

Одно из таких решений может стать базой нового регламента работы Президиума МТСБУ и принципов корпоративного управления в Бюро. В частности, речь идет и о нормах, определяющих требования к страховым компаниям (СК. — Ред.), которые претендуют на представительство в Президиуме МТСБУ. Такие критерии никто никогда системно не нарабатывал.

— Рынок способен объединяться, а не только делить сферы влияния?
— Все честно работающие СК заинтересованы в том, чтобы комиссионные на рынке “автогражданки” снижались, чтобы с обочин дорог исчезли старые ржавые автомобили, в которых до сих пор агенты торгуют полисами. То есть заинтересованы в цивилизованном рынке.

— На прошедшем в прошлый четверг, 19 мая, заседании Президиума Бюро решались кадровые вопросы. Кого и на какую должность назначили?
— Ранее общее собрание членов МТСБУ большинством голосов рекомендовало назначить Людмилу Белошицкую на должность заместителя генерального директора Бюро по вопросам внутреннего обязательного страхования автогражданской ответственности. Мы давно знаем г-жу Белошицкую как человека работоспособного, профессионально разбирающегося в вопросах страхования, и ее кандидатура не вызывала вопросов.

— Удалось ли МТСБУ повысить качество работы СК в сфере “автогражданки”?
— МТСБУ начало нарабатывать регуляторные механизмы для рынка ОСАГО с 2014 г. Что, наверное, с точки зрения зрелого финансового рынка не совсем правильно, так как это не функция Бюро. Но иного выхода не было.

 И результаты уже есть. Например, процесс создания механизма связывания денежных средств СК для обеспечения надежности “автогражданки” показал нам реальную картину. Если ранее в процессе урегулирования убытков страховщики укладывались в отведенный законом 90-дневный период в 30% случаев, то теперь — в 45%.

Это говорит о том, что принятые Бюро решения попали в точку. К тому же в прошлом году не было громких банкротств. Да, в 2014 г. 19 компаний покинули рынок, но тогда нельзя было предотвратить падение “пирамид”, которые уже были построены.

— Какую роль в регулировании рынка играет работа с жалобами клиентов?
— Показатель уровня жалоб — одна из важных составляющих оценки работы страховщика. Необходимо создавать методику рассмотрения обоснованности жалоб, ужесточать требования к недобросовестным страховщикам, совершенствовать методику учета и рассмотрения жалоб.

Рынку необходимо выработать единое понимание термина “обоснованная жалоба”. А также определить, какой уровень жалоб считать приемлемым, а какой — нет. Например, 10 жалоб на компанию — это много или мало? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо более объективно подойти к рассмотрению этого показателя. У нас есть для этого вся необходимая статистика.

Сейчас уровень жалоб измеряется как отношение количества жалоб к общему количеству урегулированных дел. Но также нужно принимать во внимание и долю рынка, которую занимает страховая компания по валовым платежам, и количество реализованных полисов.

Все эти факторы необходимо учитывать в комплексе. Когда мы внутри страхового сообщества выработаем единую концепцию, нужно будет представить регулятору наше видение.

Затем совместно с регулятором доработать подходы к работе с жалобами и реализовать их в виде нормативов. Тогда мы будем понимать, какие компании находятся в приемлемой зоне, а какие — нет.

Дело еще и в том, что сейчас регулятор рассматривает все жалобы клиентов СК независимо от того, что послужило причиной обращения. И жалоба в ходе проверки либо подтверждается, либо нет.

Тогда как МТСБУ рассматривает только те случаи, где СК в процессе урегулирования страхового случая не уложилась в отведенные законом 90 дней. Нет подразделения, которое рассматривало бы дело по существу.

— Но ведь нужен не только норматив, нужен и механизм воздействия на страховщиков.
— Конечно. Если компания не придерживается критериев качества — значит, есть основания не допускать ее к реализации полисов ОСАГО. Санкция должна быть серьезной. Это может быть и предписание об устранении нарушений, и лишение права заниматься этим видом деятельности, если нарушения не устранены.

Либо, если СК имеет временные финансовые трудности, регулятор может рассматривать план финансового оздоровления, к которому привязывается и достижение в определенные сроки норматива по уровню жалоб. Это должна быть совместная работа Нацкомфинуслуг и МТСБУ. Здесь же применим и механизм квотирования бланков полисов, и механизм связывания средств СК на рынке “автогражданки”.

— Есть ли способы непосредственно проверить добросовестность СК, ее агентов?
— В повестку дня заседаний Президиума МТСБУ наша компания (СО “Ильичевское”. — Авт.) как член Президиума предлагает внести вопрос об использовании такого метода исследования, как “тайный покупатель”. Это позволит систематически выявлять нарушения в процессе приобретения товара или услуги для решения организационных задач.

— Как продвигается проект внед­рения на рынке “автогражданки” системы прямого урегулирования убытков?
— В реализации проекта есть два принципиальных нюанса — позиция Антимонопольного комитета и Государственной фискальной службы. Ответ АМКУ уже есть, и его суть сводится к тому, что при определенных условиях действия МТСБУ и страховщиков на рынке “автогражданки” будут требовать получения разрешения на так называемые “согласованные действия”.

Фактически это означает, что запрета на подобные действия нет, но все риски с точки зрения антимонопольного законодательства в случае чего несут сами страховщики.

К тому же нужно получить ответ ГФС относительно спорных вопросов налогообложения, возникающих при переходе на новую систему выплат. И запрос должен быть отправлен централизованно, от имени МТСБУ. И ответ должен прийти однозначный — попадаем мы под налогообложение или нет. В противном случае сколько будет запросов от компаний, столько вариантов ответов и будет получено!

Когда будет полная ясность по этим аспектам, тогда можно будет запускать систему прямого урегулирования, и компании смогут решить, хотят ли к ней присоединяться. Безусловно, мы выступаем за то, чтобы механизм прямого урегулирования убытков на рынке ОСАГО заработал как можно быстрее.

— Все ли уже сделано для обес­печения эффективного размещения и сохранности средств фондов МТСБУ?
— За последние два года сделано то, о чем ранее никто не мог и подумать. Самое главное, что размещение, перечень банков и условия аккредитации банков принимают сами компании.

Без рассмотрения на инвестиционном комитете, в который входят представители 10 СК, внести в перечень аккредитованных дополнительный банк невозможно. Многие банки потеряли аккредитацию, в том числе и финучреждения из Топ-10.

 Размещение средств является прозрачным и публикуется. Процесс и далее будет совершенствоваться и дорабатываться, чтобы максимально учесть существующие риски. Рис­ки сейчас сведены к минимуму, но нивелировать их полностью невозможно. Как минимум, есть страновой риск.

Последние новости: